Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2-3 маленькие коробочки. Каждая тройка дежурных один раз в три дня делает такой посев - зеленую подкормку для птиц и других обитателей живого уголка, комнаты природы. Получается непрерывное проращивание зелени в холодное время года, дети приобретают уверенные навыки выращивания растений из семян.
Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых во всех других "экологических пространствах". При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени организуется коллективный труд - после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда (как и за кем следует ухаживать). В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5-10 человек) и организует с ними совместную деятельность - "генеральную уборку" в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, просит их сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, потом уже приступать к уборке, а сам помогает им. Коллективный труд старших дошкольников в комнате природы - это реальная помощь взрослым в обеспечении порядка в зеленой зоне детского сада, которая особенно важна, если почему-либо отсутствуют взрослые, отвечающие за комнату природы.
Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают, делают прополку.Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у детей укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом нравственного воспитания - методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.