Заключение

Проблема воспитания социальной активности детей сложна и многогранна. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен лишь один из ее аспектов – процессуальный, связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном подходе к изучаемому явлению и рассмотрением процесса воспитания социальной активности как объекта педагогической деятельности.

В соответствии с делами и задачами исследования нами было изучено и проанализировано состояние проблемы в педагогической теории и в практике работы учреждений дополнительного образования. Анализ показал, что в современной педагогической науке воспитание рассматривается как процесс формирования установок мотивационной культуры детей, отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира. Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется диапазоном разработок образовательных программ. Изучение практики учреждений дополнительного образования показало, что возможности этих учреждений в решении проблемы воспитания социальной активности детей реализуются далеко не полностью. Основной причиной низкой эффективности воспитания социальной активности детей является отсутствие научно-обоснованного подхода к организации данного процесса. Изменение ситуации возможно при внедрении в практику работы учреждений дополнительного образования педагогических средств, повышающих эффективность воспитания социальной активности детей:

- проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;

- реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;

- подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

С целью выявления педагогических средств воспитания социальной активности детей был осуществлен анализ, в ходе которого было установлено, что воспитательный аспект имеет особенное значение для деятельности учреждений дополнительного образования. Воспитание в дополнительном образовании имеет следующие особенности:

- в содержании реализуются дополнительные образовательные программы по различным видам деятельности;

- формами организации воспитания являются добровольные детские объединения (кружки, студии, школы, клубы, ансамбли, театры, секции, научные общества);

- основным методом является метод развивающего общения;

- ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

- уровень взаимоотношений детей и педагогов проявляется в сотрудничестве, сотворчестве

- ребенок - субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

- в дополнительном образовании воспитание деятельностное.

Выявленные особенности являются основой содержания воспитания социальной активности, которая рассматривается нами как интегративное качество личности, включающее критериально-значимые компоненты: когнитивный (знания о социокультурной деятельности человека), мотивационный (потребность в познании и преобразовании социума), коммуникативный (социальные нормы и правила общения), эмоциональный (любознательность эмоционально-чувственные реакции, позитивное мироощущение), креативный (творческая созидательная деятельность). Исследование позволило определить структуру воспитания социальной активности детей, включающей целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный компоненты.

Педагогические средства эффективности воспитания социальной активности детей были выведены из логики развертывания этого процесса от момента постановки цели до получения информации о результатах процесса.

В ходе проведенного системного анализа было установлено, что воспитание социальной активности есть целостная процессуальная система, состоящая из совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности. Необходимый и достаточный набор видов предметно-практической деятельности позволяет осуществлять процесс воспитания как замкнутый управленческий цикл.

Анализ позволил разработать структуру процесса воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования. Педагогические средства были определены из особенностей цели, предмета, содержания процесса, характера деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей), уровня целостности и результата процесса на гармоническом уровне его развития, являвшегося прогностическим для нашего исследования.

Перейти на страницу: 1 2 3