Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Значительный интерес для проектирования содержания воспитательной системы Центра эстетического воспитания детей имело выявленное в ходе исследования мнения респондентов о задачах, которые призвано решать учреждение дополнительного образования детей:

а) сделать жизнь интересной: учащиеся - 67,9 %, родители - 58,3%, учителя - 76,1%, педагоги дополнительного образования - 62,3%;

б) профессиональная подготовка: учащиеся - 77,9 %, родители- 51,8 %, учителя - 73,8%, педагоги дополнительного образования - 65,4%;

в) отрывать подростков от уличных компаний: учащиеся - 57,3 %, родители - 61,4%, учителя - 69,1%, педагоги дополнительного образования - 75,8 %;

г) в воспитании нравственности: учащиеся - 67,4 %, родители- 69,2 %, учителя - 70,8 %, педагоги дополнительного образования - 65,3%.

В ходе констатирующего и преобразующего этапов эксперимента нами было проведены исследования мотивационной готовности 250 школьников-участников детских объединений к занятиям в Центре эстетического воспитания детей, которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (Таблица 2 ).

Таблица 2

Динамика мотивационной направленности детей на занятия в ЦЭВД

Мотивы

Начало ОЭР

Завершение ОЭР

Познавательный

20,5%

41%

Внешний, социальный

40,1%

35,7%

Коммуникативный

58,7%

89%

Ориентация на содержание занятия

27,8%

78,9%

Направленность на педагога

53,8%

75,3%

Проведение досуга

83,2%

60,2%

Проектируя содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей», мы опирались на обоснованную учеными взаимосвязь и взаимообусловленность целеполагания, проектирования, прогнозирования, и моделирования.

Проектирование содержания воспитательной деятельности нами осуществлялось на основе разработанного в ходе констатирующего эксперимента алгоритма проектирования, включающего в себя следующие позиции:

- определение теоретико-методологических и ценностных оснований проекта;

- подготовка педагогического коллектива к проектированию педагогической деятельности;

- анализ объектов проектирования;

- концептуальное обоснование проектируемой деятельности;

- документальное оформление концептуальных идей;

- создание модели воспитательной системы;

- разработка программы деятельности по реализации концепции;

- составление плана действий по внедрению проектов;

- реализация проектов;

- отслеживание результатов и корректировка проектов.

Воспитательные действия и мероприятия, как бы хороши они ни были сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются одноразово от случая к случаю, вне системы. Именно поэтому к проектированию содержания воспитания социальной активности детей в Центре эстетического воспитания детей мы подходили с позиции моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики, заключающейся в создании особенной воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей эстетическое освоение детьми окружающего мира.

Созданный в апреле 1994 года Центр эстетического воспитания детей являлся инновационным муниципальным учреждением дополнительного образования детей, который, дополняя, расширяя и углубляя влияние школы и семьи на ребенка, выполнял вместе с ними единую цель – воспитание социально активной личности.

В организации своей деятельности педагогический коллектив ЦЭВД руководствовался принципами:

- комплексного подхода к организации коллективной творческой деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- единства образовательного, воспитательного и творческого процесса;

- удовлетворения и развития интересов и способностей детей;

- признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию во внеучебной деятельности;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6