Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
Значительный интерес для проектирования содержания воспитательной системы Центра эстетического воспитания детей имело выявленное в ходе исследования мнения респондентов о задачах, которые призвано решать учреждение дополнительного образования детей:
а) сделать жизнь интересной: учащиеся - 67,9 %, родители - 58,3%, учителя - 76,1%, педагоги дополнительного образования - 62,3%;
б) профессиональная подготовка: учащиеся - 77,9 %, родители- 51,8 %, учителя - 73,8%, педагоги дополнительного образования - 65,4%;
в) отрывать подростков от уличных компаний: учащиеся - 57,3 %, родители - 61,4%, учителя - 69,1%, педагоги дополнительного образования - 75,8 %;
г) в воспитании нравственности: учащиеся - 67,4 %, родители- 69,2 %, учителя - 70,8 %, педагоги дополнительного образования - 65,3%.
В ходе констатирующего и преобразующего этапов эксперимента нами было проведены исследования мотивационной готовности 250 школьников-участников детских объединений к занятиям в Центре эстетического воспитания детей, которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (Таблица 2 ).
Таблица 2
Динамика мотивационной направленности детей на занятия в ЦЭВД
Мотивы |
Начало ОЭР |
Завершение ОЭР |
Познавательный |
20,5% |
41% |
Внешний, социальный |
40,1% |
35,7% |
Коммуникативный |
58,7% |
89% |
Ориентация на содержание занятия |
27,8% |
78,9% |
Направленность на педагога |
53,8% |
75,3% |
Проведение досуга |
83,2% |
60,2% |
Проектируя содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей», мы опирались на обоснованную учеными взаимосвязь и взаимообусловленность целеполагания, проектирования, прогнозирования, и моделирования.
Проектирование содержания воспитательной деятельности нами осуществлялось на основе разработанного в ходе констатирующего эксперимента алгоритма проектирования, включающего в себя следующие позиции:
- определение теоретико-методологических и ценностных оснований проекта;
- подготовка педагогического коллектива к проектированию педагогической деятельности;
- анализ объектов проектирования;
- концептуальное обоснование проектируемой деятельности;
- документальное оформление концептуальных идей;
- создание модели воспитательной системы;
- разработка программы деятельности по реализации концепции;
- составление плана действий по внедрению проектов;
- реализация проектов;
- отслеживание результатов и корректировка проектов.
Воспитательные действия и мероприятия, как бы хороши они ни были сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются одноразово от случая к случаю, вне системы. Именно поэтому к проектированию содержания воспитания социальной активности детей в Центре эстетического воспитания детей мы подходили с позиции моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики, заключающейся в создании особенной воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей эстетическое освоение детьми окружающего мира.
Созданный в апреле 1994 года Центр эстетического воспитания детей являлся инновационным муниципальным учреждением дополнительного образования детей, который, дополняя, расширяя и углубляя влияние школы и семьи на ребенка, выполнял вместе с ними единую цель – воспитание социально активной личности.
В организации своей деятельности педагогический коллектив ЦЭВД руководствовался принципами:
- комплексного подхода к организации коллективной творческой деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- единства образовательного, воспитательного и творческого процесса;
- удовлетворения и развития интересов и способностей детей;
- признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию во внеучебной деятельности;