Содержание учебно-воспитательной работы по развитию согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию
Воспитатель следит за тем, чтобы соблюдался уговор, правила дружной стройки, чтобы работа выполнялась по намеченному плану. Если нужно, педагог помогает определить единую высоту окон, регулировать темп строительства и т. д. Согласованная работа радует ребят, создает дружеские отношения между ними. В беседе о том, как строили, были ли во время работы хорошими товарищами, дети уже способны высказать объективные суждения, подкрепляя их конкретными примерами.
Иногда воспитатель предлагает одной подгруппе понаблюдать за строительной игрой другой подгруппы. Затем все вместе обсуждают, дружно ли строили и играли ребята. Такое наблюдение полезно проводить в том случае, когда все дети в основном усвоили правила, но подчас забывают о них или не придают им особого значения.
Особого внимания при этом требует пространственное размещение объектов и их соразмерность, определение участков работы каждой группы. В организации такой игры потребуется помощь воспитателя, так как обычно возникает много сложных вопросов. Важно, чтобы дети учились их правильно разрешать. Часто один из играющих выступает в роли главного. Задача педагога — разъяснить ребятам, какими качествами должен обладать такой организатор, какие функции он должен выполнять. Нужно объяснить детям, что главный — это не только организатор деятельности других, но и самый исполнительный, самый справедливый и самый доброжелательный. К этой роли следует готовить всех ребят.
При выборе темы игры старшие дошкольники должны не только высказать свое мнение, но и мотивировать его (пояснить, что, построив, например, причал, можно всем интересно играть в речной порт и как именно). Педагог раскрывает эту тему, связывает ее с будущей игрой и в своем объяснении излагает краткий план этой игры.
На формирование коллективных взаимоотношений детей большое влияние оказывают целевые экскурсии. Если, например, экскурсия совершается на теплоход или на катер, то после осмотра его и беседы с капитаном желательно показать работу экипажа. Это доставит детям много радости, и они смогут сами убедиться в том, что члены экипажа доброжелательны, помогают друг другу.
Художественная литература, давая детям примеры нравственного поведения людей в труде, помогает им осмысливать и их собственные взаимоотношения с товарищами. Например, рассказы О. Секора "Про жадную Элинку", Э. Мошковской "Пусть он сидит", Н. Калининой "Разве так играют?" и другие оставляют яркий след в памяти детей. "Ты как тот Бориска, все взял себе",— осуждает соседа девочка во время отбора строительного материала. Важно, чтобы в результате наблюдения и чтения у детей сложилось мнение, что любая сложная работа выполняется коллективом людей в дружной и доброжелательной атмосфере. В конце года в подготовительной к школе группе полезно провести беседу на тему "Что значит вместе дружно строить и играть". Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действии, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Отсюда начинается коллективное творчество.
В процессе воспитания у детей интереса к совместной деятельности мы использовали следующие методы работы: проведение экскурсий и бесед, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Наиболее эффективным на первом этапе было наблюдение совместной деятельности взрослых. Эта работа дала возможность раскрыть перед детьми преимущество результатов совместной деятельности, показать характер совместного труда: много людей различных профессий делают одну общую работу, работают они быстро, слаженно, каждый добросовестно выполняет свои обязанности. Закрепить у детей представления о совместном труде взрослых помогло чтение художественных литературных произведений, стихотворений С. Баруздина "Кто построил этот дом", Э. Мошковской и Е. Перниковой "Как машина в кубики играет", В. Маяковского "Конь-огонь" и др. Ответы детей в беседах свидетельствовали о том, что ими осознается характер совместного труда взрослых. Так на вопрос "О чем написал В. Маяковский в своем стихотворении "Конь-огонь"? дети отвечали: "Как мальчику сделали коня-игрушку. Не один мастер делал, а их много: Художник раскрасил глаза, кузнец вбивал гвозди, столяр сделал колесики. Коня сделали разные мастера". "Как все мастерили игрушку. Они дружно все работали, каждый занимался своим делом и быстро сделали коня"