Значение строительных игр для развития детей старшего дошкольного возраста
1. Конструктивная игра, которая по своему содержанию носит характер подражания строительной деятельности взрослых; сама строительная деятельность является содержанием игры.
2. Следующая группа конструктивных игр характеризуется тем, что дети строят для того, чтобы получить в результате постройку, с которой потом можно играть. Здесь процесс конструирования предшествует творческой игре и протекает в сугубо деловом плане, дети не берут на себя ролей.
3. Третья группа конструктивных игр характеризуется отсутствием игрового сюжета: в ней основным содержанием является сам конструктивный процесс.
По мнению З.В. Лиштван, значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла [28]. Иногда стройка предшествует игре, а иногда процесс стройки является собственно игрой, где дети берут на себя роль рабочих-строителей. Необходимость в постройке может возникнуть и в процессе игры. В этом случае дети переключаются на стройку, а по окончании ее продолжают развивать сюжет. Стройка может быть лишь поводом для развития сюжета игры. Так, построив из строительного материала сказочный домик, дети начинают игру. К конструкции своей постройки в игре дети не всегда одинаково требовательны. Иногда, начиная игру с постройки, дети стараются сделать ее по внешнему виду максимально похожей на настоящий предмет и в то же время такой, чтобы можно было с ней играть. В других случаях дети ограничиваются весьма условными сооружениями, даже если навыки конструирования у них хорошие. Их удовлетворяет изображение того, что необходимо для соответствующих действий.
Стройка и сама по себе может увлечь детей. Такие игры наиболее характерны для старших дошкольников. В этом случае все внимание играющих сосредоточивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторона выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых строек [16].
А.Р. Лурия предложила конструирование "Стройка по моделям". Ребенку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты. Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели. Начинаются мысленное комбинирование предполагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу [43].
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самостоятельности, творчества детей.
На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу. В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.
В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.
При совместной стройке важно, чтобы каждому была ясна его часть работы. Если такой подход к работе усвоен и практически осуществляется, он приобретает силу привычки и относительно прочно устанавливается во всех видах детской деятельности. Следовательно, строительные игры помогают переносить принцип дружной совместной работы на большие коллективы детей и на другие виды совместной деятельности.