Психолого-педагогические аспекты понятия "согласованные действия"
Общение является необходимым условием всякой предметной коллективной деятельности. Благодаря общению складывается такое взаимодействие людей, которое обеспечивает, достижение общей цели. Деятельность человека обусловлена межличностными отношениями. На это указывал и А.В. Петровский, когда указывал на общение как субъект - субъект -объектное отношение. Здесь межличностное отношение выступает уже не как результат общения, а как промежуточная цель предметной деятельности. В игре такой промежуточной целью будет выбор роли. И ребенок создает специфические межличностные отношения, характерные для этой роли [36].
Способы общения, или коммуникативные умения, рассматриваются как действия, посредством которых ребенок выражает отношение к сверстнику - партнеру и вместе с тем воздействует на него с целью изменить его поведение в желаемом направлении. Общение - это процесс взаимодействия двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Отечественные психологи подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Так, М.И. Лисина определила функции общения, одна из которых - организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата). Другая функция - формирование и развитие межличностных отношений [23].
А. Рузская определила формы общения ребенка со сверстниками [30]:
· Эмоционально-практическое общение (третий год жизни). Содержание потребности в общении со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах, ребенку необходимо и достаточно, чтобы товарищ присоединился к его шалостям и, действуя с ним заодно, поддержал и усилил общее веселье.
· Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (4-5 лет), в рамках которой дети дошкольного возраста стремятся наладить между собой деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и, хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели. Такие контакты обозначают термином "сотрудничество". Здесь возможно уже говорить о деле, хотя и с оговорками. Все основные поводы для обращения друг к другу возникают в процессе занятий: игры, выполнения бытовых работ, и т.д. Это деловое общение.
· Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет). Возникает у меньшинства детей этого возраста, хотя зачатки имеются у всех. Основное стремление, побуждающее дошкольников к наиболее сложным контактам этого периода детства, - жажда сотрудничества. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер -развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Для старших дошкольников это как бы упражнения в отношениях с другими людьми, которые помогают им осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил.
Потребность в общении возникает очень рано. Наиболее ярко контакты со сверстниками проявляется, как известно, в ведущей деятельности детей -игре. В совместных играх приобретается опыт взаимопонимания, умение согласовывать свои действия с партнерами. В возрасте трёх лет отношения со сверстниками только складываются. Поэтому очевидно: уже с младшего возраста ребёнок должен приобретать положительный опыт совместной работы.
Отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Для их развития необходима помощь взрослого - специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий. И в этом плане неоценима совместная продуктивная деятельность. Здесь перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной общественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Таким образом, дети попадают в условия, формирующие отношения сотрудничества—согласования и соподчинения действий [30].
В сотрудничестве со сверстниками дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия; они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая свое мнение.
Эмоциональный комфорт ребенка зависит от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. А для этого необходимо хорошо понимать действия и намерения партнера и самому быть им понятым. Для этого в игре должны быть пояснения партнеру. Нужно также договориться о возможных правилах игры. Для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что оно является школой социальных отношений. В процессе общения между детьми часто возникают конфликты. Известно, что дети стремятся сохранить атмосферу доброжелательности и сотрудничества, без которой невозможна столь важная для них совместная деятельность, и избежать борьбы с неизвестным исходом. Поэтому они с удовольствием учатся договариваться, учитывать интересы партнеров, идти друг другу на встречу [18].