Средний дошкольный возраст как наиболее благоприятный период воспитания нравственного поведения
Развитие симпатии совершается сначала в пределах семьи, тех лиц и отношений, которые встречаются в семье, а затем, с течением времени, с возрастом ребёнка, симпатия переходит границы семьи. В донравственном периоде Лебедев выделяет также такое явления как выполнение маленьких обязанностей, т.е. приучение детей к соблюдению определённого порядка в их жизни и деятельности. В семье детей приучают вставать вовремя, вести себя надлежащим образом, приучают детей к сдержанности и т.д. Это выполнение маленьких обязанностей может прямо побуждать детей к борьбе со своими недостатками. Таким образом, вненравственный и донравственный периоды являются зачатками в становлении нравственной личности. Лихачёв в своей философии воспитания даёт иное развитие нравственных основ личности в дошкольном возрасте. Так, он выделяет 3 периода: Первый период характеризуется господством естественного эгоизма. Ребёнок рождается не нравственным существом (это сближает его с Лебедевым) и некоторое время ребёнок находится по ту строну добра и зла. Это период постепенного накопления опыта социальных отношений. Здесь происходит подготовка сознания к восприятию и усвоению норм, требований морали, перехода от внеморальности в мир осуществлённой морали. В обыденном воспитании естественный эгоизм ребёнка вызывал стихийную реакцию взрослого: систему запретительных воздействий и наказаний. Педагогическим фундаментом этого является авторитет воспитателя, любовь, интерес уважение к нему со стороны детей. Второй период - это социализация ребёнка, его нравственное воспитание, введение в систему норм общественной морали. Они поддерживаются силой общественного мнения [9].
Здесь наступает прозрение, что аморальные поступки осудит общественное мнение, а противоправные покарает закон. Система общественного нравственного воспитания представляет собой свободно-принудительное приобщение детей к общественным нормам отношений, обеспечивающим цивилизованное удовлетворение потребностей. Традиционными путями и способами нравственного воспитания стали методы формирования нравственного сознания. С их помощью детей знакомят с нравственными нормами и какое значение представляют они для общества. Третий период - есть период свободного интеллектуально-нравственного саморазвития.
Это та стадия, на которой человек способен духовно автономизироваться на основе внутренне-принятых общественно ценных идеалов и принципов, в нём образуется собственное нравственное начало как высший закон повседневного поведения и деятельности. Человек становится принципиальной, критически мыслящий, ответственной, внутренне раскрепощённой личностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в среднем дошкольном возрасте, включенных в программы детского сада.