Заключение

Знание черт темперамента детей позволяет пра­вильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном тем­пераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки быва­ли заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников тре­буют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, за­мена одного урока другим нарушают нормальную работу клас­са. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие же — медленно. При объяснении по­добных фактов также следует учитывать различия по темпе­раменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу вклю­читься в новую деятельность, для них затруднительно пере­ключаться с одного занятия на другое даже на уроке по од­ному и тому же предмету (например, при переходе от выслу­шивания объяснения к письму и т. п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее, состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Пер­вых надо систематически удерживать от бурных реакций, при­учать к сдержанности, самообладанию, воспитывать у них при­вычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в четком режиме и определенном ритме работы.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наобо­рот, при сильном типе нервной системы в условиях «теплич­ного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны вырабо­таться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, са­мовоспитание.