Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у младших школьников нравственных ценностей.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной работы классного руководителя, которая предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания. Совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся может быть успешной, если классным руководителем правильно выбраны педагогические приемы взаимодействия, если существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник», включающий классного руководителя, родителей и младшего школьника.

Во взаимодействии этого треугольника нередко возникают проблемы успешного взаимодействия. В решении этой задачи следует выделить два аспекта: корректировка воспитания в отдельных семьях; работа классного руководителя с неблагополучными семьями.

С учетом особенностей семьи необходимо проводить всеобуч родителей, индивидуальные и групповые встречи с ними. Нами разработан следующий алгоритм встреч с родителями, ориентированный на взаимодействие с родителями по воспитанию нравственных ценностей:

1. Что я хорошего могу сказать об ученике по вопросу воспитания у него нравственных ценностей.

2. Каких нравственных принципов следует придерживаться классному руководителю во взаимодействии с родителями по воспитанию нравственных ценностей у учащихся.

3. Что беспокоит классного руководителя в становлении у школьника нравственных ценностей.

4. Каковы, по нашему общему мнению, причины отрицательного факта в воспитании нравственных ценностей у младших школьников.

5. Какие меры необходимо предпринять со стороны классного руководителя и со стороны родителей по воспитанию нравственных ценностей у младшего школьника.

Важное значение во взаимодействии классного руководителя с родителями по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста имеет психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется по двум направлениям: общешкольное и поклассное психолого-педагогическое просвещение.

В рамках общешкольного психолого-педагогического просвещения родителей классный руководитель ориентирует их на посещение школьного лектория, школьных тематических конференций для родителей по нравственному воспитанию их детей. Для родителей, испытывающих трудности в воспитании нравственных ценностей у младших школьников организуются родительские беседы в микрогруппах. Следует подчеркнуть, что общешкольное психолого-педагогическое просвещение родителей проводится по специально организованной программе с привлечением специалистов (психолог, педагог, юрист, медики, учителя предметники).

Поклассное психолого-педагогическое просвещение осуществляется классным руководителем в коллективной и индивидуальной формах на основе целей нравственного воспитания младших школьников. Коллективное психолого-педагогическое просвещение родителей класса наиболее эффективно проводится в форме бесед с родителями, читательских конференций по воспитанию нравственных ценностей.

Программа бесед с родителями по нравственному воспитанию ценностей у детей младшего школьного возраста включает следующие направления:

- особенности психофизиологического развития детей класса и учет их в семейном нравственном воспитании;

- наиболее острые проблемы младшего школьного возраста.

Примером могут служить такие темы: «Семья и духовное развитие младших школьников», « «Родители - советчики, родители - мои друзья», «Роль семьи в формировании нравственных ценностей детей», «Роль семьи в формировании положительной «Я» концепции», «Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья», «Акцентуации характера».

Важным аспектом психолого-педагогического просвещения родителей по воспитанию нравственных ценностей у школьников являются родительские собрания в форме творческого отчета по итогам учебного года. Особенностью творческих отчетов является проявление взаимодействия родителей, младших школьников и классного руководителя в становлении ученического коллектива, поддержка жизненного самоопределения учащихся в поиске ими личностного смысла.

Формы проведения творческого отчета могут быть различными: собрание-концерт, собрание-спектакль, путешествие, экскурс, семейный праздник, индивидуальные, спортивные, творческие соревнования, литературный видеосалон, экологическое казино, собрание - клубное заседание, кафе и т.д. Организация творческого отчета осуществляется в 5 этапов. Первый этап - целевой. На нем ставятся цели и определяются задачи творческого отчета, ориентированного на создание благоприятного психологического климата в коллективе; развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся и родителей; стимулирование процесса самовоспитания нравственных ценностей; улучшение нравственных взаимоотношений всех субъектов воспитательного процесса; рассказ о достижениях и пережитых проблемах; составление плана воспитательного взаимодействия на следующий учебный год.

Перейти на страницу: 1 2