Этические воспитательные дела
Не утратили своего значения, а наоборот, стали ещё важнее такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношение к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодёжи – вот далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают нравственную сферу и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идёт процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании всё намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без основания утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они не казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приёмы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной. В структуру этических воспитательных дел педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, определяют поведение и поступки человека. Нравственно убеждённый человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признаёт необходимость их выполнения. Но знание и понимание нравственных норм ещё не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманны, критически переработаны воспитанниками.
В систему этических воспитательных дел органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел – формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высоконравственных мотивов деятельности – важная и необходимая часть этических воспитательных дел. Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных потребностей есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создаётся основа самой природы морали – возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.
Система поступков ведёт к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как известно, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создаётся потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.
Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтён при организации и осуществлении этических воспитательных дел:
Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не борьба, а длительная кропотливая работа, складывающаяся из кропотливых будничных дел.