Воспитание любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённых изучению произведений К. Г. Паустовского
Не менее важную роль, а скорее даже, наоборот, в экологическом воспитании младших школьников играют уроки литературного чтения, что отражено и в программе по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой. Обогащение чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе – одна из основных задач курса литературного чтения. «Изучение литературных произведений на тему природы – важный аспект экологического воспитания детей» [15] Произведения таких писателей как Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, Николай Иванович Сладков, носящие природоведческий характер расширяют и углубляют знания детей о природе, помогают увидеть живой мир так, как это не возможно на уроках окружающего мира, в деталях, не описываемых природоведением. Любовь же к природе, с развития темы о которой было начато курсовое исследование, «возникает не на основе знаний, а на основе эмоциональных переживаний»[5], и именно на уроках литературного чтения наиболее успешно происходит её воспитание в детях.
Уроки литературного чтения открывают ребёнку дорогу в огромный, разнообразный и прекрасный мир художественной литературы, которая является, как пишет Н. И. Кремянская, ближайшим помощником учителя в важном деле воспитания у детей любви к природе. «Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает на ребёнка большое воспитательное воздействие…», говорится в программе по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой.
Многие писатели и поэты, писавшие о мире животных и растений, воспевшие в своих произведениях красоту и величие природы, её невыразимое премудрое устроение, затрагивают самые нежные струны человеческой души. При помощи художественного слова они приобщают читателя к миру природы, помогают увидеть и видеть красоту её. Стихи и проза, живописующие о природе, воспитывают любовь к ней, ту любовь, которая, по слову С. Образцова, педагога и создателя кукольного театра, «возникает тогда, когда ребёнок начинает чувствовать ответственность за своего котёнка, посаженную берёзку, прилетевшего снегиря».
Здесь «слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи». На уроках литературного чтения средством воспитания являются сами тексты произведений, сам литературно-художественый текст здесь непосредственно воспитывает. «… глубокое читательское вхождение в пространство художественного текста, в образ литературного героя, в обстоятельства его жизни, в его проблемы вызывает у любого читателя желание "примерить на себя" его судьбу, его обстоятельства…».
Одними из наилучших произведений, содержащих в себе огромный воспитательный потенциал, являются рассказы Константина Георгиевича Паустовского.
В произведениях других авторов, писавших о природе, таких как Николай Иванович Сладков, Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, чаще всего, изображаются животные и растения во взаимоотношениях друг с другом. Человеку в этих произведения места нет. Он является в данном случае своего рода сторонним наблюдателем, никаким образом не участвующим в жизни героев произведения. В рассказах же Паустовского показаны непосредственные отношения между человеком и живой природой. Читатель этих рассказов как бы сам становится одним из героев произведения, проникается их жизнью. Картины природы в произведениях Константина Георгиевича Паустовского очень реалистичны и в то же время лиричны. Природа в его рассказах «увидена глазами наблюдательного читателя, доброго, любящего её человека, способного удивляться, радоваться каждой травинке, восхищаться живым существом, находить с ним родственную связь».
Справедливым будет отметить, что такими же глазами в своих рассказах Паустовский смотрит и на человека. Его авторское внимание занимают и
«… малейшие движения человеческого сердца, едва приметные волнения души», как пишет А. Эрлих. Таким образом, можно сказать, что Паустовский писал не только о природе, но и о человеке, о людях, о тесной взаимосвязи природы и человека.