Заключение
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Выявлены следующие особенности речи у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР:
а) недостаточность регулирующей функции речи;
б) затрудненность этапа автоматизации при коррекции звукопроизношения;
в) ограниченность словарного запаса;
г) своеобразие процессов слообразования и словоизменения;
д) трудность в понимании и употреблении сложных грамматических структур;
е) специфические особенности в формировании навыков письма.
2. Особенности речевого развития обусловлены неполноценностью познавательной и мотивационной сфер, отклонениями в анатомо-физиологическом строении артикуляционного аппарата и речевой моторики.
3. Специфика коррекционной логопедической работы определяется не только особенностями речевого дефекта, но и своеобразием деятельности детей с ЗПР:
а) низкая критичность к имеющимся дефектам речи и результатам выполнения заданий;
б) неустойчивость интереса к занятиям;
в) трудность удержания в памяти инструкции;
г) повышенная утомляемость и истощаемость ВНД.
4. У всех детей с ЗПР младшего школьного возраста выявлено нарушение произвольного внимания.
5. Индивидуальное изучение позволяет обнаружить у детей данной категории ряд особенностей.
а) неумение целенаправленно организовывать свою деятельность;
б) слабость волевого напряжения, проявляющаяся с наибольшей полнотой при операции сравнения;
в) низкий уровень развития мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, выражающейся в дезорганизации деятельности при выполнении предлагаемых заданий;
г) необходимость стимулирования со стороны экспериментатора, т.е. в большинстве случаев дети с ЗПР не могут интенсивно и сосредоточенно выполнять задания самостоятельно.
6. Низкий уровень самоконтроля у учащихся с ЗПР обусловлен как специфическими особенностями их познавательной деятельности, так и недостаточной разработкой специальных приемов его формирования.
7. Недостатки самоконтроля проявляются как в устной речи, так и в письме в большом количестве ошибок, неумении ориентироваться в задании, планировать его выполнении, адекватно использовать инструкцию и способы организации контроля.
8. Отсутствие осознанности в необходимости осуществления самоконтроля и оценки полученного результата.
9. Крайне медленное формирование контроля в учебной деятельности детей с ЗПР без специальных методик.
10. Для формирования самоконтроля у младших школьников с ЗПР необходимо специально организовывать обучение, а для этого использовать в учебном процессе:
- комплекс педагогических условий, учитывающих структуру речевого дефекта и природу ЗПР;
- поэтапное формирование действия самоконтроля, предусматривающего ориентировку в задании, планирование его выполнение и оценку полученного результата на уровне громкой, шепотной и внутренней речи;
- специальную структуру логопедических занятий, предусматривающую место и время для систематической и последовательной работы по формированию самоконтроля;
- специфические приемы, обеспечивающие воспитание навыка контроля.