Методика исследования контроля и самоконтроля
Для изучения особенностей контроля и самоконтроля применяется экспериментальная методика, разработанная У.В. Ульянковой и ее сотрудниками. Ребенок принимает задание взрослого, содержащее ряд правил, и подчиняет ему свою деятельность на отведенный временной интервал: на тетрадном листе в одну линейку в течение 15 минут (в начале учебного года) надо писать системы палочек и черточек (I - П - III - I и т.д.), соблюдая при этом четыре следующих правила:
- писать палочки и черточки в определенной последовательности;
- не писать на полях;
- правильно переносить системы с одной строки на другую;
- писать не на каждой строке, а через одну.
Педагог организовывает и рассаживает детей как на обычном учебном занятии. Далее идет инструктирование детей с показом выполнения задания на доске. Обращается внимание на каждое правило, которое следует соблюдать при выполнении. Педагог по написанному на доске повторяет еще раз все правила сам, а затем вместе с детьми. Экспериментатор стирает все с доски и говорит: " Старайтесь писать правильно, аккуратно, молча, чтобы не мешать друг другу. Если что-то непонятно спрашивайте сейчас." После короткой паузы педагог продолжает: "Будете писать, пока я не скажу "достаточно, проверьте написанное". "А теперь пишите!"
Хронометрируется время начала работы. Помощь детям в процессе работы методикой не предусматривается. При выборе данной методики мы руководствовались определенными мотивами.
Во - первых, для детей с ЗПР это хорошо знакомая деятельность.
Во - вторых, при необходимости можно варьировать задание детям в зависимости от конкретных целей и задач исследования.
В - третьих, методика позволяет обеспечить ребенку деятельность как на сенсомоторном, так и на интеллектуальном уровне.
В четвертых, особенности принятия того, или иного правила, особенности его сохранения на протяжении всего периода занятия, характер ошибок, зафиксированные на бумаге исправления, позволяют получить ценные сведения об особенностях самоконтроля детей на всех основных этапах деятельности.
И, наконец, методика в известной степени дает возможность в общем виде судить об уровне работоспособности, темпе выполнения задания каждого ребенка в коллективной учебной деятельности.
В соответствии с общим замыслом исследования были взяты следующие критерии степени сформированности действий самоконтроля на основных этапах деятельности детей:
1. Степень полноты принятия задания: ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем.
2. Степень полноты сохранения задания до конца занятия: ребенок
сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные его компоненты; полностью теряет задание.
3. Качество самоконтроля по ходу выполнения задания: характер допускаемых ошибок: замечает или не замечает свои ошибки;
исправляет или не исправляет ошибки.
4. Качество самоконтроля при оценке результата деятельности: старается еще раз основательно проверить или проверяет работу; ограничивается беглым просмотром; вообще не просматривает, а отдает ее экспериментатору сразу же по окончании.
В соответствии с этими оценочными критериями были разработаны уровни количественной и качественной оценки степени сформированности самоконтроля от высшего к низшему -1, II, III, IV, V.
I уровень
: Ребенок принимает задание полностью, полностью во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь не протяжении всего занятия; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки в соблюдении того или иного правила, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки; делает все, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
II уровень
: Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его полностью до конца эксперимента; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и не устраняет их; не устраняет ошибки и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничиваясь лишь беглым просмотром написанного; качество оформления работы его специально не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть.
III уровень
: Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца занятия может и не сохранить ее. В результате потери инструкции пишет палочки и черточки в беспорядке. В процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но прежде всего потому, что не заметил или забыл правила выполнения задания; своих ошибок не замечает, не исправляет их ни походу работы, ни в конце занятия; после сигнала об окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату индифферентен.