Экспериментальное изучение особенностей внимания и речи детей с задержкой психического развития
В целях решения задач исследования предлагается материал, посвященный описанию методик экспериментов с анализом полученных данных.
Изучались особенности устной речи и письма младших школьников с ЗПР, свойства внимания (объем, устойчивость, переключение и распределение), сформированность действия самоконтроля.
Методологическая основа исследования - Л.С. Выготского о системном характере психики человека и системной функции внимания со всеми ее внутрисистемными связями, отношениями и противоречиями в формировании.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ЗПР.
В основе методического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным, целостным, динамическим, но вместе с тем иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Комплексность, целостность и динамичность обеспечивается изучением всех структурных компонентов языка на фоне личности обследуемого с учетом данных его развития как общего, так и речевого, начиная с анамнеза.
Логопедическое обследование детей младшего школьного возраста с ЗПР начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сбора сведений об учащемся от учителей, воспитателей, и родственников. Затем исследуются состояние общей и ручной моторики, артикуляционного аппарата (его анатомических и двигательных особенностей), фонетики, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, чтения и письма. В ходе логопедического обследования на каждого ребенка составляется речевая карта;
Общие сведения заполняется со слов матери, педагогов, воспитателя и на основании имеющейся документации (личное дело, протокол комиссии МПК, характеристики с прежнего места учебы, д/с, педагогических карт развития и др.)
Данные обследования слуха и зрения, заключения невропатолога, психиатра заполняются на основании справок, предоставленных этими специалистами.
В результате по общим сведениям делается вывод: анамнез нормальный или отягощенный. По этим данным предварительно можно выяснить причину или ряд причин, приводящих к ЗПР.
Затем проводится вступительная беседа. Цели: выявить общий кругозор ребенка, владение им связными высказываниями, наблюдение за его поведением. В ходе беседы отмечается какими ответами пользуется ребенок (односложными или фразовыми), насколько эти ответы развернуты, правильны по содержанию, как он оформляет отдельные слова и предложения (грамматически и фонетически). Особое внимание уделяется самостоятельным высказываниям ребенка, так как при ослабленном контроле за речью можно выявить отдельные симптомы, характерные для недоразвития речи или заикание, не зафиксированные в документах.
При первичном обследовании создается речевая ситуация:
1. Предлагается обратный счет (от 10). Здесь произношение менее автоматизировано, чем при прямом счете. Внимание ребенка направлено на уменьшение чисел, он не следит за произношением.
2. Задаются вопросы на определение понятий больше - меньше, раньше -позднее. Например: Какое число больше 4 или 6 (8 или 10). "На сколько единиц больше?"
3. Предлагается назвать картинки, содержащие оппозиционные звуки. Например: милиционер, шест, щука. После названия 2-3-х картинок просят выделить в слове место звука (согласного, гласного) Например, когда ребенок называет картинку, мы спрашиваем: "Какой первый (последний) звук в этом слове?" Или "Назови картинку, в названии которой есть звук "и" в начале слова." Предлагается выделять хорошо произносимые звуки в речи и неправильно произносимые.
Таким образом, первичное обследование включает в себя три аспекта:
- артикуляционный - выяснение особенностей произношения звуков функционирования органов артикуляции в процессе разговорной речи;
- фонологический - изучение того, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем в различных фонематических условиях);
- лексико-грамматический - уточнение словарного запаса, умения употреблять слова в нужной форме, правильно строить предложения.
Благодаря такому обследованию, которое занимает не более 2-3 минут, мы получаем данные, позволяющие выявить детей не только с неправильным звукопроизношением, но и тех, где на первый взгляд, никаких нарушений нет.
Подробная методика обследования приводится в приложении к данной работе.