Организация опытно- экспериментальной работы по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников
Во время проведения эксперимента младшие школьники, в количестве 22 человека, были спокойны.
Результаты проведенных диагностических мероприятий представлены в Приложении В. Для вывода полученных результатов в контрольный этап полученные данные представлены в динамике (Рисунок 1).
В ходе проведения методик было выявлено, что 10 младших школьников не обладают коммуникативными умениями и навыками общения. У них низкий уровень коммуникативной культуры. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Со средним уровнем коммуникативной культуры выявилось 10 испытуемых. Они не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети не постоянны, что отражается на культуре поведения.
Рисунок 1 – Уровень коммуникативной культуры младших школьников до эксперимента
Высокий уровень сформированности коммуникативной культуры обнаружился всего у 2 человек. Эти школьники активно стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность. Быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Таким образом проведенные диагностические мероприятия показали слабые результаты уровня коммуникативной культуры младших школьников, поэтому необходимо выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников и провести формирующий этап.