Методы и формы организации воспитательного процесса коммуникативной культуры младших школьников
Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.
метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического
завершения.
Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.
Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников «коммуникативных проблем».
Для того чтобы определиться с методом воспитания коммуникативной культуры младших школьников рассмотрим некоторые методы и формы организации воспитания коммуникативной культуры младших школьников в различных видах деятельности.
Игра как метод воспитания.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление личности. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности.
Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:
социокультурное назначение игры;
функция межнациональной коммуникации;
функция самореализации человека в игре;
коммуникативная игра;
Игра является условием открытия младшим школьником человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений младших школьников к предметам и отношений между действующими лицами.
Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления младшего школьника знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению младшего школьника в коммуникативную культуру не только со стороны знаний, но и со стороны развития культуры самого младшего школьника. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования культурного облика младшего школьника. «Манипуляции» младшего школьника с содержанием отвечают познавательной потребности младшего школьника, направленной на сферу человеческих взаимоотношений.
Развлекательная деятельность.
Развлекательная деятельность дает возможность младшим школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывают у себя деловые черты характера.
Деятельность по интересам.
Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развития младших школьников являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклю активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. Объединения младших школьников по интересам в основном направлены на развитие специальных способностей, однако на равне с развитием способностей младших школьников так же воспитывается и коммуникативная культура.
Досуговая деятельность.
Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники. Досуговая деятельность младших школьников так же способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации.