Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры
Коммуникативную культуру можно рассматривать:
как коммуникации;
как системообразующий, интегрирующий социум фактор;
можно наряду с художественной, эстетической, информационной и др.
В данной работе мы будем рассматривать коммуникативную культуру как коммуникации, т.к. отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств [3,с.324].
Коммуникативная культура всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:
внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
эмоциональное отношение к партнеру;
инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.
чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности [8,с.36].
Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:
культура общения, общительность;
культура речи;
коммуникативные умения;
коммуникативное мышление;
ценностные ориентации;
досуговые интересы.
Организационной культура групп оценивается по таким критериям как:
социально-психологический климат;
групповые ценности;
уровень самоорганизации досуговой группы;
групповая сплоченность;
целостность группового восприятия (термин В. Агеева);
целеустремленность.
Важная роль в исследовании отводится «эмоциональным» критериям:
эмоциональная вовлеченность в деятельность (Р. Чикзентмихали);
ощущение удовлетворенности участием в культурно-досуговом мероприятии и досугом в целом), которые отражают степень реализованности рекреационно-развлекательной функции досуга [8,с.37].
Рассматривая критерии коммуникативной культуры можно выделить и три основных его мотива:
деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;
познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;
личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью [8,с.37].
У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл [11,с.85].