Методы исследования
Исследование уровня знаний детей о цвете предполагает проведение индивидуальных бесед и анкетирование, в ходе которых педагог фиксирует данные на карте ребенка. Анкета по выявлению уровня знаний о цвете состоит из следующих вопросов:
1. Какие цвета ты знаешь? Покажи на карточках и назови их?
2. Что в природе бывает фиолетового цвета? (спросить о 5 цветах)
3. Сколько цветов у радуги? В каком порядке они стоят?
4. Если бы та рисовал(а) весну, то какие цвета и оттенки ты бы использовал(а)? (спросить о зиме, осени, лете)
5. Найди и назови среди цветовых карточек теплые и холодные цвета? Почему их так назвали?
6. Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? (розовый, фиолетовый, зеленый)
7. Подбери колорит к платью для девочки?
8. Какими цветами ты нарисовал(а) бы дом доброй волшебницы и дом злой ведьмы?
Эти вопросы были составлены по программе Н.В.Дубровской «Игры с цветом», они отражают задачи работы по ознакомлению детей с цветом и объем знаний детей о цвете.
Высокий балл ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопрос и удачно выполнил задание.
Средний балл ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился с большей частью задания.
Низкий балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием.
Были установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать 7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий, светло-розовый), уметь смешивать цвета и называть получившийся цвет, различать теплые и холодные цвета, уметь сочетать цвета в композиции, иметь представление о контрасте.
Изучение изобразительных умений предполагает проведения занятия-развлечения по рисованию. В ходе занятия детям предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки. На каждый рисунок отгадку детям дается 7-10 минут, материал для работы выбирают сами дети, это могут быть цветные карандаши, восковые мелки, масленые мелки, акварельные и гуашевые краски. Всего 5 загадок:
1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и весна)
2. Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)
3. Летом - зеленый, осенью – золоченый, зимой стоит голый, а весной – новый. (Лес)
4. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка)
5. Сам алый, сахарный кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
По длительности занятие 40-45 минут. Оценивается по следующим критериям:
- достоверность изображения предмета, все части пропорциональны и находятся на своих местах;
- достоверность изображения цвета предмета;
- использование оттенков цвета или смешанных цветов в работе.
Высокий балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предметы и их цвет, использует в работе разные оттенки цвета или смешивает цвета.
Средний балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предмет, но не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки цвета.
Низкий балл ставится тогда, когда ребенок с трудом изображает предмет и не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки.