Роль педагога в воспитательном процессе

Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Для педагога цель, сформулированная таким образом, выгляди несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных норм поведения). Воспитание сегодня – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.

Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами.

В Методических рекомендациях

«Нормативно-методическое обеспечение работы классного руководителя» (приложение к Приказу Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21) записано: «Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако, ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Цели и задачи классного руководителя:

Цель деятельности – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

· формирование и развитие коллектива класса;

· создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

· формирование здорового образа жизни;

· организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

· защита прав и интересов обучающихся;

· организация системной работы с обучающимися в классе;

· гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

· формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

· организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

Таким образом, сегодня законодательно закреплены основные задачи воспитания школьников и определен главный субъект, персонально отвечающий за воспитательный процесс в современной школе.

В последние два десятилетия воспитательная деятельность классных руководителей начала обновляться, но значительная часть наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Актуальна проблема поиска классными руководителями форм, приемов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации в нашей стране.

Перейти на страницу: 1 2 3