Организация исследования

В результате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогической и методической литературы по ознакомлению старших дошкольников с цветом были выделены следующие аспекты:

- восприятие детьми цвета начинается в младенческом возрасте, дети знакомятся с окружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участии взрослого.

-

При изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).

-

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости

- знакомить с цветом можно и по традиционной программе, которая предполагает, что в три года дети должны знать четыре цвета, в четыре года — цветов, в пять лет — цветов, в шесть — одиннадцать –двенадцать цветов. А можно и по нетрадиционной методике знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе, начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их.

- дети не умеют пользоваться цветом как средством выразительности, только после специального обучения они используют цвет в своих работах.

- необходимо целенаправленно учить детей различать и называть цвета и их оттенки.

Таким образом, целью

данного исследования

является выявление влияния знаний детей о цвете на уровень их изобразительных умений.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень знаний детей 5-6 лет о цвете.

2. Выявить уровень изобразительных умений детей 5-6 лет.

3. Выявить влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста .

В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

1 Этап:

Изучить знания старших дошкольников о цвете на начальном и конечном этапе.

2 Этап:

Изучить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет на начальном и конечном этапе

3 Этап:

Сопоставить результаты образовательной работы с детьми по ознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков.

Состав испытуемых

: в исследовании участвовало одна группа детей в количестве 10 человек: пять девочек и пять мальчиков.

Характеристика испытуемых: все дети одного года рождения (2002г.), имеющие примерно одинаковую базу знаний, являются вторыми детьми в семье, без хронических заболеваний, пять девочек и пять мальчиков.