Теория врожденных способностей и идей
Если детскую природу нельзя признать безразличной, только простым материалом, который формируется опытом, то в ней следует видеть нечто более или менее определенное.
К качественно определенным способностям нужно прибавить еще врожденные идеи. Это самые высшие и самые важные знания человека, управляющие его теоретической и практической деятельностью. Они существуют как и душевные способности, от рождения, и обнаруживают свое влияние сначала в душевной жизни. Врожденные идеи у всех одинаковы, между тем, как душевные способности у каждого свои.
Таким образом, человек не нищ духом, это - богато одаренное существо и притом, совершенно определенное; у него есть известного качества способности, у него есть запас врожденных идей. Вся будущность человека, вся судьба его заключены в нем, определяются свойствами его врожденных способностей и идей, а не внешних впечатлений.
К сказанному нужно прибавить, что учение о врожденных идеях представляет ход душевного развития человека, однако странным образом. Ежедневные наблюдения свидетельствуют нам, что развитие начинается с частного и отдельного, и лишь постепенно переходит к общему, связному и систематическому. А по рассматриваемому учению оказывается, что наиболее общие идеи, составляющие связующие нити всего душевного развития человека находятся у него с момента рождения, составляют не результат развития, не плоды его трудов, а даны будто бы природой. Если бы это было правдой, мы имели бы чудо. А в науке чудес нет.
За учение о врожденных душевных способностях люди держатся гораздо крепче. Дурака, сколько не учи, все будет дурак, а умный по природе человек, хотя и не ученый, все же будет умен. Золото блестит и в грязи, красота видна и в рубище. Значит, есть что - то врожденное в человеке, определяющее всю его судьбу.
Вот перед нами новорожденный младенец, из которого со временем, пусть мы это знаем достоверно, выйдет гений. Что же, гениальная способность, уже готовая и законченная находится в младенце? Нет, из младенца только может выйти гений, если не встретится неблагоприятных условий, препятствующих его развитию. Гениальная способность - дело далекого будущего, а в настоящее время есть лишь одна возможность гениальности, которая либо вырастете в настоящую гениальность, либо нет. В чем же заключается возможность гениальности и вообще возможность определенного развития человека? Как же представлять детскую природу сколь-нибудь определенной, когда определенные по качеству и размеру душевные способности превращаются в простую возможность такого или иного развития человека? На поставленные вопросы отвечают нам следующие два взгляда на природные свойства детей.