Формирование профессионального интереса в процессе обучения
При рассмотрении наиболее эффективных методов и средств формирования интереса к профессии у учащихся в процессе производственного и теоретического обучения целесообразно исходить в следующих положений:
-При педагогически правильной организации учебного процесса интерес учащихся к избранной профессии, вызывая у них удовлетворение выбором. Что в своем очередь непосредственно отражается на успешном овладении профессией.
Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональное потребности», удовлетворения которого способствует самоутверждению, укреплению уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное значение.
Теоретическое обучение должно вызывать у учащихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний, что связано с выработкой новых динамических стереотипов. Развития новых критериев по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и взрослым.
Побуждая интерес к знаниям мастер, преподаватель дают тем самым психологический импульс для укрепления профессионального интереса.
Профессионализация обучения связана с глубокими интеллектуальными и эмоциональными переживаниями учащихся, вызываемыми изменениями, которые возникают и происходят в процессе учебно-производственной деятельности.
Производственное обучение играет решающую роль в подготовке квалифицированного рабочего к реальным условиям трудовой деятельности.
Каковы же пути формирования устойчивого профессионального интереса у учащихся в процессе учебно-производственной деятельности, т.е. в производственному обучении?
Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом.
Урок производственного обучения предоставляет широкие, и благоприятные возможности. Во-первых, при обучении профессии используется действующая техника, машины, оборудование; во-вторых, занятия в значительной степени индивидуализированы; в третьих - занятие состоит из нескольких уроков и поэтому не ограничено только учебным временем.
Изучение передового опыта лучших мастеров показывает, что процесс формирования у учащихся профессионального интереса в ходе практического обучения включает в себя: воспитание любви к технике, бережного отношения к ней, развитие способности чувствовать технику, пони мать ее конструктивные особенности; раскрывать значимости и красоты труда; укрепление веры учащихся в свои силы и возможности; воспитание у них чувства профессиональной гордости и рабочей чести.
Характерной особенностью уроков производственного обучения, проводимых мастером является целенаправленная учебно-производственная деятельность учащихся на протяжении всего занятия. Для этого мастер до мельчайших подробностей продумывает весь ход урока, разрабатывает плана урока, готовит необходимые приспособления, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения, определяет и конкретизирует деятельность учащихся и свою на каждом этапе урока.
Понятное и доступное объяснение мастера-педагога, четкий показ приемов выполнения рабочих операций, посильность задания - все это позволяет учащимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психического и эмоционального состояния воспитанника.