Работа с новым контингентом учащихся

Процесс профессионального самоопределения в ранней юности противоречив, сложен и динамичен. Вместе с тем ранний юношеский возраст - это пора активной деятельности. Для этого возраста характерна обостренная чувствительность на отношение к окружающим. В то же время подросток во многом строит свое поведение на основе самооценки и критического отношения к поступкам сверстников и взрослых. Стремление к самоутверждению себя как личности ради товарищей и взрослых - явление положительное и закономерное. Работа педагогического коллектива по комплектованию училища начинается задолго до начала учебного года. Система ориентации учащихся разрабатывается и утверждается педагогическим советом. Работники училища знакомят школьников с профессией, рассказывают об учебе и жизни училища, для школьников организуются экскурсии. Здесь их знакомят с его историей и традициями. Ребята присутствуют на занятиях, посещают столовую, им показываю выставку технического творчества. Непосредственное знакомство с училищем помогает школьникам составить собственное мнение об учебном заведении, позволяет им соотнести свои жизненные и профессиональные устремления с возможностями их реализации в училище. Следует отметить, что многие первокурсники в ответе на анкету указали, что именно знакомство с училищем окончательно определило их профессиональный выбор. Инженерно - педагогические работники принимают активное участие в подготовке и проведении совместно с органами образования разные слёты, готовят выставки, демонстрируют подготовленные кинофильмы о жизни и учебе учащихся, организуют встречи с бывшими своими выпускниками.

Первые впечатления имеют важное значение для дальнейшего его профессиональной ориентации, определяют самочувствие и позицию в новом коллективе, непосредственно сказываются на процессе формирования у него нового динамического стереотипа, взамен строго созданного на основе прошлого опыта. Начальный период адаптации связан с определенными трудностями: большая нагрузка, оказавшихся в незнакомой среде сверстников и взрослых, незнакомый технический язык первых занятий, неуверенность в себя, боязнь оказаться неспособный к избранной профессии, строгая регламентация жизненного клада. Все это проявляется в своеобразном психическом состоянии, которое выражается в критическом отношении к новой обстановке, тоске по дому, тяге к уединению.

Беседы-с учащимися, письменные опрос большой группы первокурсников в течение ряда лет позволяет утверждать, что такое психическое состояние переживает подавляющая часть новичков.

Хорошие знания мастером индивидуальных особенностей своих воспитанников, их отношения к будущей профессии во многом определяет систему педагогической работы, направленную на быстрейшую адаптацию учащихся к новым условиям жизни и учебы. Суть этой работы заключается в следующем:

- с первых дней пребывания мастера и преподаватели выясняют жизненные устремления первокурсников;

-каждый воспитанник слышит от мастера, преподавателя слова одобрения, поддержки, благодаря чему у него формируется уверенность в том. Что он успешно справиться со своими новыми обязанностями;

-постоянное общение педагогов с учащимися во внеучебное время используется как важное средство создания здорового психологического климата в среде новичков;

-вся система учебно-воспитательной работы направлена на создание социальной значимости избранной профессии, раскрытие профессиональной перспективы, воспитание у них чувства гордости за училище;

- усилия мастера группы и классного руководителя концентрируется на формировании и сплочения ученического коллектива, на создании в группе благоприятного микроклимата.

Мастер комплектуемых групп в первые недели занятий, как правило, освобождаются от внеучебных работ в училище. Их главная задача - работа с новым ученическим коллективом. Первая индивидуальная беседа мастера с новичком - это начало становления личных взаимоотношений между ним и. От его доброжелательности и искренности во многом зависит, как сложиться в дальнейшем эти отношения. Установившиеся связь воспитатель - воспитанник в ходе общения получает сове последующие развитие. Характер этой связи становиться важнейшим условием успехов или неудач мастера в работе с группой. В беседу включают, как правило, такие вопросы: каков состав семьи, где работают родители. Что привлекает в профессии, чем любит заниматься в свободное от учёбы время, думает ли в будущем продолжать обучение, какие есть просьбы, и т.д.

Перейти на страницу: 1 2