Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в ДОУ

В настоящее время, в условиях социальных реформ в системе образования, одной из важнейших задач становится повышение эффективности и качества методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Современные условия таковы, что никогда еще методическая служба не была столь востребована педагогами ДОУ, как сейчас. В условиях модернизации системы образования методическая служба дошкольных учреждений вынуждена искать новые возможности проявления своей необходимости и активности. Для этого ,безусловно, нужны конструктивные изменения содержания и форм работы методических кабинетов ДОУ.

В дошкольном образовании идет сложный процесс поиска содержания, форм, методов, структуры методической работы. Это обусловлено поиском нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно ориентированном образовании.[44] Для того, чтобы решить сложные задачи, стоящие перед дошкольным образованием, методисту ДОУ необходимо очень хорошо изучить педагогический коллектив – это станет основой создания методической работы с педагогическими кадрами.

Результатом же методической работы в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

При обучении и воспитании детей раннего возраста необходимо учитывать следующие методические принципы, лежащие в основе обучения:

- принцип учета возрастных особенностей детей. Дети в этом возрасте не в состоянии выдержать сильные и длительно действующие однообразные раздражители. Чувственные впечатления оказывают более сильное воздействие, нежели словесные. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Способами управления вниманием ребенка являются организация различного рода игр, физкультурных пауз, частая смена видов деятельности.

-принцип ролевой организации учебного материала и процесса обучения. Ребенок может самовыражаться или прятаться за роль. Для него любое ситуативное действие многофункционально - это решение коммуникативной задачи, достижение игровых целей. Учебный языковой материал в этом творческом акте как бы вытесняется на периферию внимания и сознания, но усвоение его происходит намного успешнее по сравнению с традиционным способом.

- Принцип коммуникативной направленности. Педагог обеспечивает в своей работе этот принцип при помощи отбора языкового и речевого материала, представляющего личную значимость для ребенка, создавая ситуации и условия приближающие к общению в естественных условиях. Необходимо, чтобы педагог смог умело распределить роли в коллективе вовремя заметить успех и поощрить, распределить роли так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя. Необходимо создание благоприятной и дружелюбной обстановки.

- Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Одна из важных задач, которая стоит перед педагогом - это подготовка учащихся к общению с различными партнерами, в различных коммуникативных ситуациях. Интерес к коллективной деятельности у ребенка выражен с малых лет. Поэтому, такие виды работы как коллективные игры, хоровые песни, разучивание стихов, хороводы, утренники играют большую роль в процессе обучения. А подготовка коллективных мероприятий включает групповые и индивидуальные формы работы. А для того, чтобы умело сочетать эти формы педагогу необходимо хорошо знать детей, их интересы, возможности, психологические особенности.

Основные линии развития детей раннего возраста

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые и становятся содержанием работы как методиста, так и педагога-воспитателя. Остановимся на них подробнее.

Прежде всего это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации. [45]

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4