Воспитание жизнеспособности школьников
Четвертый подход предполагает взгляд на жизнеспособность как на специфическую способность. В.Д.Шадриков рассматривает способности "как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности" [5, с. 175]. В данном определении представлены следующие основные признаки, которые, на наш взгляд, характеризуют и жизнеспособность: функциональность (обеспечивает функцию сохранения и поддержания жизни); индивидуальная мера выраженности (является индивидуальной особенностью, которая может быть измерена); связь с эффективностью деятельности (зависимость удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности).
Жизнеспособность, по нашему мнению, относится к особому классу способностей, которые В.Д.Шадриков называет духовными. Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность; следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм и проч. Эмпирические исследования показывают, что именно эти характеристики в значительной мере обеспечивают сопротивляемость человека неблагоприятным жизненным обстоятельствам, способствуют его выживанию (Л.И.Анцыферова, М.П.Дедов, О.Н.Ежова, Д.А.Леонтьев, К.И.Насибулов, С.Пако, В.Франкл, Р.Х.Шакуров и др.).
Жизнеспособность обладает основными признаками духовных способностей, однако нетождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал. Первые обеспечивают эффективность деятельности, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей человека, вторые определяют качественные характеристики поведения, необходимого для сохранения и поддержания жизни. Она складывается из последовательности разнообразных событий, каждое из которых по-разному сказывается на человеческом существовании. Жизнеспособность востребуется ситуациями, которые представляют угрозу для человека (в физическом и социальном смыслах), и проявляется в таком реагировании, которое обеспечивает его выживание, адаптацию и развитие.
Жизнеспособность человека (личности) можно определить как интегральное индивидуально-психологическое свойство, представляющее сплав природных и духовных способностей и обеспечивающее готовность к совладанию с трудными жизненными событиями в общечеловеческом или личностном плане.
Введение понятия "жизнеспособность личности" в педагогику объясняется насущными запросами практики. Педагогов не может не тревожить тот факт, что часть молодежи характеризует не свойственный данному возрасту здоровый оптимизм и романтика, а склонность к асоциальному, виртуальному, экстремистскому образу жизни. В этой связи сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья человека является актуальной проблемой гражданского общества. В стратегической цели — воспитание разносторонне развитой, социально адаптированной личности — смысловым ядром следует считать именно жизнеспособность как интегральное личностное свойство, определяющее полноценность жизнедеятельности, способность к самоактуализации и развитию.
В педагогических исследованиях жизнеспособность личности соотносят с социальной адаптацией, которая предполагает как процесс, так и результат приспособления, "вращивания в социум". Так, И.М.Ильинский понимает ее как стремление выжить, не деградируя в негативных условиях, и полноценно развиваться, т.е. стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, реализовать свои задатки и творческие возможности. М.П.Гурьянова считает, что жизнеспособная личность умеет самостоятельно решать жизненные проблемы, что обусловлено высокой компетентностью, способностью преодолевать жизненные невзгоды.
С позиции педагогического целеполагания, воспитание жизнеспособной личности требует ответа на вопрос, что означает "жить, выживать, развиваться". Жить — значит быть архитектором, творцом собственной жизни, обладать способностью к реализации личностного потенциала. Выживать означает быть готовым психологически и практически к преодолению жизненных трудностей и невзгод, обладать стрессоустойчивостью, упорством и толерантностью, иммунитетом к "свинцовым мерзостям жизни" (А.М.Горький). Развиваться — значит формировать смысложизненные установки, самоутверждаться, искать себя, быть ориентированным на успешную деятельность. Таким образом, воспитание жизнеспособности связано с развитием следующих сфер: духовной (смысложизненные установки), эмоционально-волевой (стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях и готовность к их преодолению) и мотивационной (ориентация на успех).