Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Система отечественного музыкального воспитания дошкольников, сложившаяся в 60-х - 70-х гг. XX века, опиралась на педагогические и психологические исследования проблем развития музыкального восприятия дошкольников (СМ. Беляева-Экземплярская, И.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радынова, СМ. Шоломович) и возможностей детей в оценке музыки (II.А. Ветлупша, Л.Н. Комиссарова, ІІ.А. Чичерина, А.И. Шелепенко).
II.А. Ветлугина, разработавшая многие важнейшие проблемы музыкальной деятельности детей, предложила объединить в практике музыкального обучения и воспитания методы традиционной и инновационной педагогики. Этого подхода придерживаются А.Д. Артоболевская, А.II. Зимина, А.И. Катинене, Л.Н. Комисарова, Л.Е. Кострюкова, М.Л. Паландишвили, О.П. Радынова, Т.И. Смирнова и другие.[3]
В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах, декоративно-прикладное и изобразительное творчество) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдается какому-то одному виду музыкальной деятельности.
Парадоксальность многих методических исследований и разработок заключается в акцентировании внимания к процессу творческой деятельности и недооценке педагогической значимости ее продукта (система освоенных знаний, умений и навыков нередко замещает собой продукт музыкального творчества детей).
Следует отметить и то, что большинство существующих концепций и авторских методик, как правило, ориентированы на небольшие временные отрезки (3-4 года, 5-7 лет, младший школьный возраст), то есть ограничиваются рамками образовательных учреждений разного типа. Подобное «возрастное» дробление приводит к необходимости специальных усилий, направленных на осуществление преемственности музыкального развития ребенка.
В преодолении названных негативных тенденций особую значимость приобретают музыкально-сценические произведения, написанные для детей. Видную роль в процессе формирования интегрированных принципов творческого музыкального развития детей сыграли композиторы - зарубежные (Б. Бриттен, К. Орф, 3. Кодай, П. Хиндемит) и отечественные (Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль, Д. Кабалевский, М. Минков и др.).
В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребенок способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля - все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.