Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средством коррекции их тревожности
Правила работы с тревожными детьми:
1) избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время.
2) не сравнивайте ребенка с окружающими.
3) избегайте чаще используйте телесные контакты, упражнения на релаксацию
4) способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
5) чаще обращайтесь к нему по имени.
6) демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7) не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8) будьте последовательны в воспитании ребенка.
9) старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
10) используйте наказание в крайних случаях.
11) не унижайте ребенка наказывая его.
Профилактика тревожности по Е.В. Новиковой и Б.И. Кочубею
1) общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2) будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин, то что вы разрешали раньше.
3) учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом удается какой либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить.
4) доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
5) если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем принесли радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Работа с тревожными детьми
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1) повышение самооценки
– надо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Играть в «Я дарю тебе…», «Комплименты».
2) обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее
волнующих ситуациях
– избегать сравнения детей друг с другом. Нельзя сообщать о неудачах ребенка родителям. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры, совместно со взрослыми сочинять сказки и истории, это учит выражать ребенка свою тревогу и страх.
1) снятие мышечного напряжения
– упражнения на релаксацию, массаж, техника глубокого дыхания.
Для того чтобы выявить уровень тревожности у младшего школьника нужно провести следующие диагностические методики: «Шкала тревожности Кондаша», тест М. Люшера и анализ учебной документации. Эти методики являются эффективными в изучении данной проблемы. Так же для оптимизации уровня тревожности можно использовать коррекционно-развивающую программу, состоящую из 10 занятий, направленных на преодоление собственных страхов, на умение справляться с собственной тревожностью, на осознание собственного «Я», способствовать развитию общительности и активности, научиться понимать собственные эмоции и адекватно их выражать. Данная программа опробированна и принесла результат при работе с тревожными детьми.
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми:
1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.