Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Педагогу следует изначально «расставить все точки над «и»» и объяснить, что занятия без личного вклада, личной ответственности, личной заинтересованности каждого из них не только бессмысленны, но и невозможны.
Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. Так, в процессе работы над спектаклем, я не в коем случае не ставлю перед ребятами требований, ведущих к подражанию или изображению того или иного «образа». Для их возраста это понятие несколько размыто и абстрактно. Моя практическая цель состоит в том, чтобы каждый из них в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае они чувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пусть очень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который в итоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытывают неловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разом всё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своей актёрской деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач, которые ставит педагог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в работе над ролью. В этом случае работа над спектаклем выходит на новый качественный уровень. Юный актёр, подключая свою фантазию и воображение, становится соавтором спектакля. Тогда и педагог может считать это своей победой и радоваться вместе с ним.
Конечно же, наравне с практическими театральными навыками, важно развивать и кругозор в области театрального искусства, ведь и теория, и история театра – это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическим навыкам в любой профессии, не исключая и актёрскую. Развитие должно быть всеобщим и гармоничным.
Итак, подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о роли театрального занятия в воспитании школьников. Вот они:
– эти занятия помогают ребятам обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё собственное мнение;
– в процессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни;
– занятия помогают ребятам воспитывать в себе чувство ответственности и самостоятельности;
– эти занятия дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей каждого;
– занятия развивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.
– занятия театром приучают детей к дисциплине и самодисциплине;
– занятия театром формируют вкус, воспитывают чувство меры и способность анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим способностям, возможностям и своему труду;
– и, наконец, эти занятия расширяют кругозор, дают ребятам дополнительные знания о жизни.
Технология учебного процесса в театральной студии «Шанс» по трём составляющим:
· развитие актёрской психотехники;
· сценическая пластика;
· сценическая речь.
Приступая к практической части своей работы, я хотела бы дать перечень некоторых упражнений, которые помогают мне добиваться желаемых результатов, то есть подготавливать детей к работе на сценической площадке.
Сценическое действие – есть волевой акт, направленный на достижение определённой цели.
Одной из важнейших задач методики воспитания актёра является овладение почти нормальным человеческим самочувствием и поведением, позволяющим на сцене мыслить, действовать и чувствовать по тем же законам, по которым мыслит, действует и чувствует каждый человек в реальной жизни.