Описание опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в районе ФМК (Фанерно-мебельный комбинат). Вокруг школы спальный район, детская поликлиника №5, почта, аптека "Арника", несколько мини-магазинов.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29" начала свою работу с 8 октября 1980 года. В школе имеется 35 учебных кабинетов, 3 мастерских, компьютерный класс, спортивная площадка, 2 спортивных зала и актовый зал. Число учащихся в школе - 926 человек. Школа работает в 2 смены: 1смена - 1,4 классы, ЗВ, 5Г, Д, 7,8 классы, 9классы, 10 и 11 классы (639 чел) 2смена - 2А, Б, В, ЗА, Б, 5А, Б, В классы, 6А, Б, В классы (287 чел). Классы с углубленным изучением математики: 8Б,9А,10А,1 1Б. Классы с расширенным изучением биологии и экологии: 8А,9Б.
С учетом возрастного подхода в обучении составлено расписание занятий. По пятидневной учебной неделе обучаются: 1-9классы. По шестидневной учебной неделе: 10,11классы, 8А, Б,9А, Б (с углубленным и расширенным изучением предметов), 2Г, ЗВ,4Г, Д,5Г, Д,7В,9Д. Продолжительность учебных занятий - 40мин. Продолжительность перемен: 2перемены по 20 мин., остальные - по 10мин. Выделяются три ступени образования в школе с учетом индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных способностей учащихся.
Первая ступень - 1 - 4 классы. На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений, создания условий для интенсивного общего развития. В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которое позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности.
Вторая ступень - 5 - 9 классы: учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам. Успешность обучения на данном этапе зависит не только от уровня сформированности учебных процессов, навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и развития мотивационно-потребностной сферы личности школьника. Способы и средства воспитания познавательной потребности заложены в учебные программы, методики преподавания, содержание обучения.
Образование на третьей ступени 10 - 11 классы должно обеспечить интеллектуальную и общепсихологическую подготовку к обучению в высшей школе, к выбору профессии. Задачей обучения на этом этапе является развитие самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания.
В школе работают 69 педагогов, педагог-психолог социальный педагог, логопед, 2 библиотекаря, 3 воспитателя, педагог-организатор свободного времени учащихся,3 воспитателя групп продленного дня.
Школа поддерживает творческие контакты с педагогическими кафедрами ЧГУ. Студенты ЧГУ ежегодно проходят педагогическую практику на базе школы под руководством ее педагогов. Учащиеся школы занимаются в различных кружках Дворца культуры "Северный". Заключены договоры о взаимодействии с Центром детского творчества (о проведении учебных занятий росписи по дереву), с Центром дополнительного образования детей (о проведении учебных занятий по радиоэлектронике), с дошкольными учреждениями Северного микрорайона о совместной работе по осуществлению программы экологического образования и воспитания детей (школа - центр экологического образования и воспитания детей). Шефскую помощь школе оказывает Череповецкий фанерно-мебельный комбинат.
"Средняя общеобразовательная школа №29", ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных, экологических и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. В соответствии с этим образовательная программа школы - это целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников. Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы учащихся.