Музыкальная игра как средство развития художественно-творческих и музыкальных способностей
В) в оценке качества движений у себя и у своих товарищей.
ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сложившаяся на сегодняшний день образовательная ситуация, при которой учреждения для детей с задержкой психического развития используют учебники и программы массовых образовательных школ, с одной стороны, и постоянное увеличение объема знаний в рамках цензового образования, с другой, когда его усвоение становится серьезной проблемой, даже для здорового ребенка, приводит ко все более выраженному не успеху ребенка с отклонениями, подчеркивая ограниченность его возможностей.
Следственно для того, чтобы отвечать современным требованиям, образовательные учреждения для детей с проблемами в развитии нуждается в переосмыслении своего педагогического подхода – коррекция работы предполагает устойчивый комплекс действий, операций, промежуточных целей, которые позволяют с наименьшими затратами достичь желаемого, механизм, который помогает совершить скачок из области недоразвития возрастной норме.
В учебный план музыкально-театрального отделения в школе-интернате входят следующие дисциплины: сольное пение или народное пение, сценическое мастерство, сценическая речь, сценическое движение, общее фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.
На уроках сольного пения, помимо произведений из учебной программы, разучиваются сольные партии из спектаклей, а на хоровых занятиях – хоровые партии.
Постоянными зрителями, а зачастую и участниками репетиций, становятся дети, занимающиеся на других отделениях. И что характерно, посещая репетиции, они, по свидетельству педагогов (как правило, специалистов с высшим образованием), начинают значительно лучше заниматься по основной специальности.
Участие ребенка в музыкальном спектакле влияет на познание им окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций у школьника укрепляется уверенность, а так же способность адаптироваться в различных обстоятельствах: он учится без стеснения выражать свои чувства в мимике и жестах. Играя какую-либо роль, он использует нужные движения, самостоятельно найденные им, учится ощущать необходимые для создания того или иного образа, гротескные, юмористические и другие характерные черты.
В процессе репетиций новый смысл приобретает взаимоотношения индивидуума и группы, и, прежде всего, развивается чувство коллективизма необходимое условие сценического искусства. Происходит более интенсивное эмоциональное и интеллектуальное развитие школьников. Мелодии песен, их текст, различные игровые движения развивают память.
Наблюдая за учащимися, обучающимся на музыкально-театральном отделении, установлено, что у них изменилось и отношение к учебе – заметно улучшилась и успеваемость по общеобразовательным дисциплинам.
Благодаря игровым ситуациям и исполнению ролей, дающим возможность представить себе то, «чего нет», развивается воображение, которое необходимо в каждой художественной деятельности. Вот, что говорят по этому поводу ученые: «искусство возникло в истории цивилизации для того, чтобы развивать и поддерживать фундаментальную основополагающую человеческую способность – воображение. Конечно, искусство решает множество задач – и социальных, и прикладных. И все же, в конечном счете, оно направлено на то, чтобы сформировать воображение. Человек без воображения – исполнитель. Любая проблемная ситуация требует такого способа действия, такого решения, которого человек в прежнем опыте не имел. Но найти его надо. Вот тут-то необходимо воображение».
Уроки-репетиции должны определяться, в конечном счете, атмосферой, артистической, культурной и моральной, в которой учат будущего, быть может артиста, быть может режиссера, быть может театрального критика и уж наверняка тонкого грамотного зрителя. И все это имеет огромное значение для решения наиболее общих задач всестороннего развития личности.