Способности как психологический феномен
Многократные воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20 минут, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервных клеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплению воспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго все запечатленное.
В зависимости от содержания мнемических процессов называют двигательную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), Эмоциональную и словесно-логическую виды памяти.
Определяя понятие способностей, психология подчеркивает основной признак: способности являются такими психическими свойствами личности, которые необходимы для успешного выполнения конкретной деятельности. Поэтому следует уделить особое внимание вопросу о взаимосвязи музыкальной деятельности детей с процессом их развития.
Деятельность, связанная с музыкой, разнообразна. Это – творческая деятельность, в процессе которой создаются музыкальные произведения; исполнительская деятельность; процесс восприятия музыки.
Психология утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению Б. М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения» (1, с.5).
Опираясь на эти положения, можно путем подбора соответствующих музыкальных произведений вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
Движения под музыку, применяемые на музыкальных занятиях как средство музыкального воспитания, облекаются в доступную и интересную форму музыкальных игр, а значение игр в музыкальном воспитании уже достаточно убедительно показано в трудах Н. К. Крупской, А.С. Макаренко и других педагогов. Музыка же в игре усиливает ее воспитательную ценность.
Проблема творческих способностей, или, по распространенной зарубежной терминологии, проблема д е т с к о г о т в о р ч е с т в а, является одной из самых значительных в области художественного воспитания детей и широко освещена в зарубежной литературе.
Утверждают, что именно в художественной творческой деятельности детей выявляется индивидуальность, потому что источник искусства лежит в мире субъективного, в мире подсознательного. Человек выявляет свое «я» в искусстве. Ребенок также проявляет в художественной деятельности свое «я», свою индивидуальность, развивающуюся по своим, только ей одной присущим законам.