Классификация средств обучения
Четвертая – научно-исследовательская функция
, связанная с преобразованием получаемой с помощью технических средств обучения информации учащимися с исследовательской целью и поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогами, моделированием содержания и форм подачи информации [12].
Как уже выше было сказано, что все технические средства обучения делятся на звуковые и комбинированные (экранно-звуковые).
Пассов С.И. дал краткую характеристику каждого из этих видов.
Звуковые технические средства– это комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука. В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные (оптические) диски.
1) Грамзапись (граммофонная запись) – механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов. Это комплекты к учебникам иностранного языка (английского, немецкого и французского) для всех классов, фонохрестоматии, звуковые пособия к учебникам, комплекты грампластинок. На пластинках могут быть записаны голоса великих людей, чтение произведений, голоса птиц и зверей.
2) Магнитофонная запись – магнитная запись звука на магнитную ленту. Запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и воспроизводят в процессе занятий.
3) Магнитные ленты являются аналогом обычных музыкальных кассет. Устройство, обеспечивающее работу с магнитной лентой, называется стримером. Стримеры представляют собой лентопротяжный механизм, аналогичный магнитофонному. Стример относится к устройствам с последовательным доступом к информации (надо воспроизвести всю запись, чтобы дойти до нужной) и характеризуется гораздо меньшей скоростью записи и считывания информации по сравнению с дисководами.
4) Гибкие магнитные диски являются наиболее распространенными носителями информации для воспроизведения на компьютере. Диски называются гибкими потому, что пластиковый диск, расположенный внутри защитного конверта, действительно гнется. Именно поэтому защитный конверт изготовлен из твердого пластика. Диск покрывается сверху специальным магнитным слоем, который обеспечивает хранение данных. Информация записывается с двух сторон диска по дорожкам, которые представляют собой концентрические окружности. Плотность записи данных зависит от плотности нанесения дорожек на поверхность, так называемого числа дорожек на поверхности диска, а также от плотности записи информации вдоль дорожки.
Комбинированные технические средства (экранно-звуковые)
обеспечивают подачу и восприятие информации, предназначенной для зрения и слуха. К ним относят звуковое кино, видеофильмы, учебное телевидение, видеодиски. Ряд авторов в эту группу включают также озвученные диафильмы и слайды.
1)Звуковые диафильмы по своему дидактическому значению намного богаче кино. Звук в звуковом учебном кинофильме является не только носителем информации, но в сочетании с изображением воздействует на интеллект человека, и на его чувства, что значительно повышает эффективность обучения.
2)Учебное телевидение – способ передачи на расстоянии учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых и замкнутых телевизионных систем. Учебные телевизионные передачи – это передачи, создаваемые по теме учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.
3)Кинопособия содержат позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим и магнитным способом) звуковым сопровождением, выполненное в соответствии с воспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогических требований.
Разновидностями учебного фильма являются:
- кино- или видеофрагмент – 3-5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы;
- кинокольцовка – небольшой фильм, содержащий информацию о циклическом процессе. Для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса;
- кино (видео) хрестоматия [18];
Колкер Я.М. выделил следующую методику использования телевидения в обучении иноязычной речи: активное и уместное применение телевидения в значительной мере способствует оптимизации управления содержанием и процессом обучения. Использование телевидения в обучении устной иноязычной речи представляются возможным и целесообразным для активизации речевой деятельности школьников, создание объемных ситуаций стимулирования их иноязычного общения и совершенствования контроля усвоения школьниками иностранного языка как основного коммуникативного средства в предлагаемых обстоятельствах.