Уровни экологизации
В методическом отношении центральным является аргументация ответов на вопросы:
Можно ли разрешить глобальные экологические проблемы?
В силах ли человечество преодолеть состояния, возникшие как результат его собственной деятельности?
Преподавателю необходимо показать что интеллектуальное могущество людей может быть почти с одинаковой эффективностью направлено как на разрушение, так и на восстановление, защиту природы, что сегодняшняя ситуация требует коренного изменения культурных оснований бытия, изменений воззрения на мир человека в природе, преодоления стихии развития, перехода к развитию, направляемому разумом, - устойчивому развитию.
При рассмотрении любой экологической проблемы учитель умело может "играть" масштабами, раскрывать глобальный, региональный и местный подходы.
Рассмотрение в учебном процессе любой экологической проблемы включает элементы прогностики, заботы о будущем, проектирование будущего, как человека, так и природной среды. Создать настроение заботы, думы о будущем у молодого поколения не так просто, особенно, если речь идет не о самом человеке, а об окружающей среде.
Приведем два примера изучения экологических тем в форме самостоятельный модулей. Первый - экология человека.
Человек находится в системе экологических отношений - связей, которые есть природные связи и отношения. Для наших рассуждений важно, что эти связи имеют две стороны - внешнюю и внутреннюю. Внешние отношения есть связи с окружающей средой, внутренние - есть связи с самим собой, через понимание телесного, психологического и духовного здоровья. Актуальность целостного изучения человека объясняется рядом обстоятельств, сложившихся в социальных и образовательных системах, из которых главными являются развитие депопуляционных процессов, падение ценностных отношений к здоровью, снижение потребности и умений у широких масс населения быть здоровыми, увеличение числа людей, ведущих нездоровый образ жизни.
В настоящее время человек живет в условиях искусственного шума, вибраций, искусственных электромагнитных полей. Приспособительные функции организма нарушаются, возникает угроза неблагоприятных сдвигов здоровья населения как на глобальном, так и на локальном уровнях.
Человек рассматривается в общем образовании лишь в курсе "Человек и его здоровье" (8 класс) односторонне, преимущественно как телесное существо. В соединении курса преобладают анатомо-морфологические характеристики телесности человека, которые исследуются главным образом на уровне эмпирических представлений и описаний без базиса эволюционных явлений, сопутствующих становлению вида Homo sapiens.
В сложившихся условиях важнейшей становится проблема здоровья каждого, точнее, понимание каждым человека того, что свое здоровье надо развивать и защищать, и это требует каждодневного внимания.
В самом деле, здоровье - совокупность групповых и индивидуальных выборов, определяющих режимы труда и отдыха, пищевые и другие поведенческие привычки. Здоровье в отличие от болезней является результатом связи многих подсистем общественной жизни, в которые включен человек.
Какова же должна быть методическая система изучения человека через призму здоровья?
Исходной основой построения методической системы является целеполагание. Основная цель уже заложена в самом вопросе.
Вспомогательные цели включают:
развитие интеллектуальных умений, организующих познавательную деятельность школьников;
формирование умений наблюдать и оценивать свое здоровье, пользуясь измерителями и опытами, истолковывая данные и формируя гипотезы и рабочие определения;
развитие представлений о связях духовного развития человека с особенностями местной природы и характером культуры эпохи;
овладение практическими умениями в целях улучшения и защиты здоровья и решения экологических проблем своей местности.
Важным методическим условием развития знаний о человеке, проблеме защиты и укрепления его здоровья имеет логика построения комплекса занятий. В программе модуля необходимо соединить две логики. Первая связана с познанием человека в границах антропоэкосистемы и выглядит следующим образом.
Последовательность исследования антропоэкосистемы предполагает рассмотрение ряда положений (табл.1.3).
Таблица 3.
Человек - саморегулируемая система, предмет познания |
Строение и функции тела, психология, духовность, системное свойство - здоровье: обмен веществ, потоки энергии и информация, регуляция, развитие. |
Человек - познающее вещество |
Экологический способ мышления и целеполагание. Познание Вселенной, самопознание - цель и назначение человека. |
Человек - уникальная ценность |
Система ценностей как регулятор поведения и деятельности |
Человек - субъект деятельности |
Деятельность как универсальный способ освоения природной среды. Цивилизация и культура. |