Некоторые методические аспекты экологизации школьного образования

В условиях перехода общества к устойчивому развитию все более осознается "экологическая недостаточность" среднего образования. Учебные материалы не адекватны приоритетным целям обучения. Отсутствуют условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников; учение ориентировано преимущественно на восприятие и память, не обеспечивая должного развития мышления, воображения, познавательных интересов, а главное - ответственного отношения к сохранению условий жизни на Земле. Предметное преподавание вынуждает каждого преподавателя думать не об идеале или стратегических целях образования, а в первую очередь о тех знаниях, которые необходимо сообщить обучающимся в соответствии с традиционными требованиями. Да и чрезмерная насыщенность учебного процесса специальной информацией не дает учителю передохнуть от "гонки" обучения, задуматься о будущем, о возможных переменах, о способах их реализации.

Однако время требует от руководителей образования и от каждого учителя осознания новых реальностей и соответствующего этим реальностям изменения педагогической деятельности. Важно поэтому определить идеи экологизации общего среднего образования, подходы к ее реализации.

Когда речь идет об "экологическом сознании", то имеют в виду ряд его характеристик:

интерес к проблемам окружающей среды;

мера озабоченности экологическими вопросами родителей, педагогов, друзей, населения в целом;

понимание состояние природной среды, осознание личной ответственности за решение экологических проблем;

готовность к экологической деятельности.

Экологическое сознание - сложный феномен, его развитие предписывает необходимость воздействия на интеллект, эмоции и волю школьника. Все это требует интегрального, междисциплинарного подхода.

Как понимать выражение "экологизация"?

Чтобы разобраться в этом понятии, обратимся к экологии как научной дисциплине. Греческое слово "ойкос" означает "дом", но не просто жилище, а среду обитания. Среда обитания человека - дом, природная среда, семья, коллектив, город, народ, Земля, космос. "Логос" (др. гр) - не только наука, но и слово, речь, положение, суждение, формулировка, вопрос, разум, разумение.

В поисках смысла понятие "экологизация" можно предположить, что необходимо и достаточно проникновение понятий экологии во все научные области.

К понятию экологизация можно подойти и с другой стороны, со стороны понятия новой постнеклассической рациональности, которой свойственны такие признаки:

взаимодействие науки с другими феноменами культуры;

связь познавательных процедур с исторически меняющимися ценностными ориентациями;

особое внимание к исследованию сверхсложных самоорганизующихся систем с участием живого и человека - междисциплинарные, проблемно ориентированные исследования.

Объем понятия "экологизация" расширяется и приобретает двустороннее значение. А потому можно уточнить понятие экологизации и толковать его как взаимопроникновение понятий и теорий разных областей знания при описании любых систем с участием живого. Следовательно, экологизация есть интеграция разных областей знания в целях изучения взаимодействия живого вещества с иными компонентами (физическими, химическими, биологическими, природными и социальными) экосистемы как экологической единицы окружающей среды.

Экологизацию можно представить как:

взаимопроникновение знаний о взаимодействии общества и природы, экологических взаимодействиях разного уровня в современные области естествознания, гуманитарные науки и технику.

Дополнительность отдельных областей знания на разных уровнях познания - философском, естественно-научном, гуманитарном.

Мы понимаем экологизацию как взаимопроникновение понятий и теорий разных областей знания при описании любых систем с участием живого. Экологизация предписывает новый подход к построению современной научной картины мира.

Познание экологических взаимодействий способствует пониманию целостности систем любого ранга. Важно, чтобы все учебные дисциплины стремились представлять не разрозненные, единичные компоненты, а целостную систему, ориентируясь на понятия природы, человека и их экологических взаимодействий, целостности мира через образ научной картины мира.

Перейти на страницу: 1 2