Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
Рекомендации по разработке программы подготовки к централизованному тестированию в учреждениях образования.
В программе необходимо предусмотреть:
создание банка инструктивно-методических документов, которые регламентируют проведение итоговой аттестации, централизованного тестирования;
диагностику профессиональных интересов старшеклассников;
проведение диагностического тестирования учащихся по учебным предметам;
формирование информационного банка материалов централизованного, репетиционного тестирования прошлых лет. Накопление и систематизация материалов для подготовки учащихся к централизованному тестированию;
проведение информационно-разъяснительной работы с родителями, педагогами, учащимися;
организацию методической работы по овладению педагогами технологией тестирования и тестовым контролем;
наличие сравнительного анализа сертифицированных материалов для подготовки учащихся к централизованному тестированию;
подготовку ответствующих разделов в школьных библиотеках, организацию выставок учебно-методической, учебной, справочной литературы в помощь абитуриенту;
сотрудничество с высшими и средними специальными учреждениями образования, региональным центром тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи;
целевое повышение квалификации педагогов;
самообразование педагогов по овладению методами педагогического тестирования, содержанием подготовки учащихся к централизованному тестированию;
проведение психологических тренингов для педагогов и учащихся.
Этапы подготовки учителя-предметника к централизованному тестированию:
работа учителя с тестами. Лучше всего в первую очередь самому выполнить тестовые задания в установленный временный период, прочувствовать это испытание на себе. После этого можно увидеть все недостатки и преимущества тестовых технологий;
работа по подготовке к централизованному тестированию должна быть направлена на овладение основными умениями и навыками в объеме, установленном программой за курс средней общеобразовательной школы каждым учащимся, так как тест составляется в соответствии с программой, утвержденной министерством образования Республики Беларусь;
работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме использования тестовых технологий, то есть мини-тестов по каждой теме или разделу. Оценив результат промежуточного мини-тестирования по разделам, преподаватель должен разработать для каждого ученика указания с видами учебной деятельности. Динамика исчезновения тех или иных ошибок или появление новых позволят и учащемуся, и учителю следить за ходом коррекции и при необходимости поправки;
при повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого задания, требовать от них ссылок на соответствующие понятия (термины) или законы;
чтобы учащиеся успешно сдали экзамены в форме централизованного тестирования, учителю необходимо объяснить основные требования к выполнению теста и правила работы.
Приоритетные направления в работе психологической службы по подготовке учащихся к централизованному тестированию:
изучение процесса адаптации к тестовым заданиям;
диагностика личностной сферы учащихся, то есть определение уровня и характера тревожности;
определение склонностей, интересов учащихся по предметам;
диагностика межличностных отношений;
регулярные социальные опросы, выявляющие степень готовности учащихся, родителей и педагогов к централизованному тестированию;
коррекционно-развивающая деятельность по проблемам тревожности, депрессивных состояний перед тестированием;
проведение тренингов личностного роста и общения;
просветительская работа учащимися и родителями по подготовке и проведению централизованного тестирования;