Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
Информационная. Это постоянная информация всех участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики [22].
Диагностическая работа с педагогическим коллективом позволяет прогнозировать перспективы профессионального роста учителя, видеть сильные и слабые стороны в работе учителя с целью создания системы коррекции, формировать педагогическую культуру и мастерство педагога, способствовать росту и совершенствованию методической культуры учителя, стимулировать качество работы методических объединений учебного заведения. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.
Для того чтобы диагностические исследования в работе с учителями были эффективны, заместителю директора совместно с психологической службой необходимо определить пакет диагностических методик имеющих долгосрочную перспективу. Структуру диагностики внутришкольного контроля // составляют // три // основных // компонента.
Постановление диагностических целей и задач. В каждый момент педагогической деятельности заместитель директора имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы образования, общества), так и оперативные задачи.
Педагогические способы и средства решения задач с помощью диагностических методик. При выборе средств и способов педагогических воздействий заместитель директора должен быть в первую очередь ориентирован на учителя, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития. При этом ключевой является идея развития активности и самостоятельности педагогического коллектива. Организуя деятельность учителей, заместитель директора должен строить управление не как прямое воздействие, а как передачу тех оснований, из которых учитель мог бы самостоятельно выводить свои решения. Основными принципами самореализации заместителя директора являются эмоциональная и личная раскрытость, психологический настрой на оптимальную работу с данным педагогическим коллективом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности, выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учителями, облегчающих процесс обучения, положительного эмоционально-психологического климата в коллективе [23].
Анализ и оценка педагогических действий учителя. Каждый учитель должен стремиться правильно оценить и скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Полученные в результате диагностики данные заместитель директора может использовать для коррекции плана внутришкольного контроля, для планирования обучающих и проблемных семинаров по преодолению педагогами трудностей в организации уроков и внеклассных мероприятий [24].
Посещая уроки педагогов, заместитель директора должен уделить большое внимание вопросу отношения учащихся к учебной деятельности каждого учителя. Материалы диагностических исследований должны стать основой планирования и прогнозирования внутришкольного контроля и хорошим подспорьем в организации годового планирования работы школы.
Руководство и контроль за организацией учебного процесса невозможны без правильно организованных анализа и оценки важнейшей формы учебного процесса - урока. Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков по теме (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Для анализа и коррекции показателей уровня обученности учащихся необходимо наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения.
Данная диагностика призвана обеспечить правильное определение результатов образования и сведение к минимуму ошибок при переводе учащихся из класса в класс. С помощью диагностики руководитель образовательного учреждения определяет проблемы образования, планирует этапы образовательного процесса. Результаты посещения уроков у одного или нескольких педагогов могут служить основанием для выводов о деятельности педагогов общеобразовательного учреждения по формированию общенаучных умений работы, как с педагогическим коллективом, так и с каждым педагогом. Педагоги в свою очередь, организуют работу по формированию умений учащихся через тематическое планирование и выработку собственного инструментария по отслеживанию результатов обучения.