Внеклассное мероприятие с применением элементов менеджмента "Распределение труда в семье"
Это интересно!
Статистики подсчитали, что в средней семье из двоих взрослых и двоих детей в течение года приходится вымыть 18000 ножей, ложек и вилок, 1300 тарелок, 8000 чашек, 3000 бутылок. Причем вся эта посуда весит около 5 тонн. Такой груз надо перенести от стола к мойке, от мойки к посудному шкафу… И при этом пройти по кухне более 1500 км. Сюда надо прибавить еще 2000 км на покупку продуктов. А ведь есть еще стирка, уборка, приготовление еды… С помощью приборов исследователи измерили путь, который приходится пройти за день по кухне для приготовления еды, ежедневной уборки квартиры, стирки и т.п. Получилось не менее 15 км!
Организация труда в семье
Открывая кран, чтобы умыться, мы пользуемся услугами коммунальных хозяйств; приобретая вещи и продукты, мы потребляем товары, произведенные предприятиями и частными фирмами. Но помимо фирм и организаций, производством товаров и услуг занимаются члены наших семей.
С самого раннего возраста дети должны приучаться к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются.
В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ:
до 6 лет – только игры;
6–10 лет – помощь в мытье посуды, мелкие покупки;
10–14 лет – уборка газонов, чистка обуви;
14–16 лет – работа на приусадебном участке.
При распределении домашних обязанностей нужно учитывать ряд правил. Во-первых, нужно подумать, что нужно изменить в уже сложившейся системе работ. Во многих семьях большинство работ выполняется женщинами. Часть дел можно передать мужу и детям с учетом их нагрузки в учебе и общественном производстве. Во-вторых, специализацию целесообразно совместить с универсализацией. В семье, как в хорошей производственной бригаде, все должны уметь делать все, т.е. при необходимости заменять друг друга на любом рабочем месте. Хотя все члены семьи должны иметь свою, закрепленную за ними функцию.
В-третьих, хорошо бы спланировать все дела на бумаге: что, кто, когда, сколько?
В-четвертых, нужно обеспечить строгое соблюдение правил безопасности в быту. А теперь несколько правил по организации труда, предложенных А.К. Гастевым – организатором Центрального института труда (1920):
1. Прежде чем браться за работу, надо все продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых операций.
2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
3. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном порядке.
5. Входить в работу исподволь, не браться за работу круто и сразу.
6. Работать как можно ровнее, чтобы не было приливов, отливов.
7. Посадка должна быть удобной.
8. Работа должна чередоваться с отдыхом.
9. Во время самой работы не надо есть, пить чай. Пить в крайнем случае для утоления жажды.
10. Если работа не идет, то не горячиться, а сделать перерыв.
11. Не надо в работе отрываться для другого дела, бросив первое на полпути.
12. Не показывать удачную работу сразу, а подождать, привыкнуть к успеху.
13. В случае неудачи легко смотреть на дело и не расстраиваться.
14. По окончании работы все убрать.
При планировании, распределении и выполнении домашней работы следует учесть несколько пожеланий:
– самовнушением можно улучшить настроение;
– с песней работать веселей; – домашнюю работу надо чередовать и совмещать. Пока стиральная машина справляется с порцией белья, можно включить пылесос или убрать посуду;
– не надо жалеть добрых слов своим родным за выполнение ими домашних дел;
– не следует запускать дом. Авралы губят. Ритм – всегда успех.
Возникает вопрос: а можно ли сделать домашний труд более производительным и как? Конечно, можно. Примеры экономии труда и времени в процессе приготовления пищи: