Практическая часть

Прохождение педагогической практики на базе МОУ лицей «Коммерческий» г.Ростова-на-Дону позволило мне, с одной стороны, познакомиться с учебным планом по «Химии» для 8 класса, разработать и провести серию учебных занятий в соответствии с программными требованиями. С другой стороны, специфика указанного образовательного учреждения позволила мне обратить особое внимание на внеурочную деятельность и обусловила выбор исследовательской темы для квалификационной работы. Уровень подготовки классов (8-10) по химии можно оценить как средний, но среди учеников было несколько человек с высоким уровнем подготовки по естественным наукам, в том числе и по химии. Именно активность и заинтересованность данных учащихся подвела к мысли о необходимости дифференцированного подхода в рамках организации внеурочной деятельности по предмету и создание необходимых условий для психолого-педагогической поддержки и сопровождения способностей в предметной области учащегося. С этой целью в рамках городского проекта «Путешествие в страну знаний», инициированного Центром по работе с одаренными детьми «Дар», была предпринята попытка проведения первой городской предметной игры по химии. Сам проект предполагал проведение серии игр по предметным областям и финальной гала-игры, в рамках которой будут интегрированы все заявленные предметные области. Одним из концептуальных моментов проекта является принцип добровольности и открытости, который создает в итоге ту благоприятную среду, которая позволит в будущем сделать ребятам один из важных выборов - выбор будущей профессии.

В данном проекте принимают участие победители олимпиад различных уровней, школьники старших классов образовательных школ, лицеев, гимназий г.Ростова-на-Дону, желающих участвовать в командных играх, развивать эрудицию, заинтересованных в развитии собственных компетенциях в других предметных областях.

Безусловно, использование игр во внеурочной деятельности не является инновацией Центра. Б.Р. Мандель подчеркивает, что в науке уже определены понятия ролевых и дидактических, деловых, драматических, спортивных, военных, праздничных игр. Их педагогические функции и

назначение не вызывают сомнений. Но по-прежнему нет единого мнения относительно природы интеллектуальных игр, их происхождения, дефиниции. Не случайно немецкий философ Е.Финк считал игру настолько экзистенциальным феноменом, что она, по его мнению, " .отталкивает

от себя понятия . Игра — один из способов понимания, с помощью которого человек понимает себя ." [5].

Вероятно, выражение "интеллектуальные игры" впервые употребили К. Гроос, говоривший об их особой функции "дополнения" к бытию у людей, занимающихся физическим трудом [6], и "классик" игрологии М. Лазарус, различавший игры, связанные с физической деятельностью, влечением к зрелищам, азартные игры и игры интеллектуальные [7]. В последних происходит компенсация, дополнение эмоциональной (и интеллектуальной) сферы личности тем, что либо не испытывается в реальной жизни, либо подавляется эмоциями, связанными с достижением практических целей; в этой игре человек способен испытать радость от реализации своих умственных возможностей,

ощущение связи с группой, чувства, вызванные заслуженной победой, — все, что забыто в реальной жизни,

полной неудач, столкновений и

страстей [6].

"Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи", - писал Я.А. Коменский [8]. Поэтическая фраза Великого Дидакта служит веским основанием определения "интеллектуальный", применяемого в дальнейшем к играм, служащим "преддверием для вещей серьезных" [8].

Перейти на страницу: 1 2