Олимпиады по русскому языку
II тур
олимпиады проводится в классе. Его участниками становятся победители I тура. При удачном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады особенно важен, так как ученики, не допущенные к участию во П туре, должны обязательно узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке.
Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить, что формулировки вопросов не должны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. Однако победители II тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью в художественной и научной литературе.
5 класс 1тур
1. Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых
звуков больше, чем букв.
2. Придумайте по 3 примера слов-синонимов, слов-омонимов, слов-антонимов.
3. Расставьте ударения в следующих словах: клеить, углубить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, верба, диалог, случай.
4. Укажите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки:
1) «Что волки жадны, всякий знает: волк евши, никогда костей не разбирает». 2) «Поди ж, приятель, убирайся, да берегись: вперед ты мне не попадайся».
3) «Отколь
такой берется
голосок: ичист, и нежен и высок».
Напишите названия этих басен.
5. Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное» , включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь, впечатление, толь.
6. У потребите правильно предлоги в следующих словосочетаниях: выехать (с,из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Дальнего Востока; выйти (с, из) автобуса.
7. Составьте перечень признаков, характеризующих члены предложения: главные и второстепенные (общее и различное в них). См.: учебник «Русский язык. 5 класс» (часть «Синтаксис и пунктуация»).
8. Какие два значения имеет каждое из предложений? 1)
Мой товарищ встретил брата с сестрой. 2) Я встречаю его чаще всех.
II тур
1. Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Запишите как можно больше таких слов.
2. Подберите 2 группы слов так, чтобы и у тех, и у других был корень -вод-, но с разным значением.
3. Сколько звуков в словах ел и ель, дал и даль, ямка и лямка? Почему?
4. Вставьте пропущенные буквы в словах: б т рея, ко екция, ж ри, в рм шель, параш тист, профе ия, ш колад.
5. В какой сказке А.С.Пушкина слово лебедь женского рода? Из чего это можно заключить?
6. Подберите пословицы, построенные на основе противопоставления антонимов.
7. Составьте несколько предложений с таким расчетом, чтобы в них слово язык употреблялось в разных значениях.
8. Определите члены предложения (подчеркните условными знаками) и укажите, в каких падежах употреблены имена существительные.