Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей школьников
Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке. Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функции другим - воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху "экранной культуры" значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно - электронные. В последние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Именно телевидение в 1980-е гг. ряд ученых Запада стали оценивать как "воспитателя, не имеющего себе равных".
В России в 1970-1980 гг. шло интенсивное развитие государственного радиовещания и телевидения, постепенно росло число информационных каналов; в то же время увеличивалось число программ для детей, создаваемых для них фильмов и мультфильмов. Начиная с 1990-х гг., картина резко изменилась. С периода провозглашения "гласности" в 1987 г. и начала "перестройки" роль государства в развитии телевещания становилась все меньше, телевидение все больше коммерциализировалось. Особенно резко это сказалось на "детском" теле - и радиовещании. 1990-е гг. - это время потери достигнуто го в советский период уровня вещания для детей, а также это время усиления негативного воздействия телевидения на социализацию личности в целом.
Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Изменения, происходящие в XXI веке, требуют выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.
Нравственные идеалы школьников формируются под воздействием влияния средств массовых коммуникаций. В связи с этим важно определить гражданскую позицию общества и обратить внимание: что контролирует формирование нравственных идеалов у школьников.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телевизионных программах. Учитель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности СМК в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Данная тема активно развивается в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Наиболее интересными с точки зрения заданной проблематики, представляются труды Зазнобиной Л., Пацлафа Р., Шарикова Л.В. и Лемиша Д. Именно им принадлежит важная роль в исследованиях влияния телевидения на детскую психику и становление личности.
Цель
работы - изучить влияние современного телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Объектом
изучения выбраны содержание и форма современного телевидения.
Предметом
исследования - влияние телевидения на духовно-нравственное развитие школьников.
Задачи.
1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
2. Выявить влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей и описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе Гипотеза
- эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности современного телевидения.
Теоретико-методологическими основами исследования являются научная литература по психологии и педагогике, педагогические журналы, пособия по педагогике и психологии для студентов вузов, межвузовские сборники научных трудов по проблеме духовно-нравственного воспитания.
Методы исследования.
Анализ литературы по теме исследования.
Анализ мониторинга сетки вещания современных телекомпаний.
Применение статистических данных.
В первой главе "Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема" изложены теоретические подходы к пониманию проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Во второй главе - "Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей" рассмотрены СМК на современном этапе развития общества и их взаимодействие с современной школой.
- Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
- Возрастные особенности нравственного развития детей
- Взаимодействие телевидения и современной школы
- Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей
- Заключение