Государственные образовательные стандарты Российской Федерации
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»[1].
Растущий интерес к вопросу образования носит закономерный характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса. Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
При этом полагается возможным и достаточным перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала. В таком образовании человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как личность, являясь объектом обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. Данное образование авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование вообще не является таковым в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.
Актуальность данной работы определена переменами, происходящими в России и требующими активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Цель дипломной работы – рассмотрение и анализ вопроса усовершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.
Объект исследования - система совершенствования образовательного процесса в рамках государственных стандартов РФ.
Предмет исследования – государственные образовательные стандарты Российской Федерации 1-3 поколений.
Задачами дипломной работы являются:
1. Рассмотрение понятия «Государственные образовательные стандарты», его функции и задачи;
2. Обзор государственных образовательных стандартов европейских стран и мировые положения образования;
3. Определение вероятной эффективности перехода к Государственным Стандартам третьего поколения.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации научно-практических основ Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации и стандартов образования ведущих европейских стран.
Практическая значимость данной работы определяется целью повышения эффективности образовательного процесса за счет улучшения качества преподавания, обучения и сопровождения образовательного процесса.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений, общим объемом 58 страниц с приложениями.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель, объект, предмет и задачи, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе работы совершен обзор имеющихся и зарекомендовавших себя европейских систем образования и Государственных Стандартов образования двух поколений. Вторая глава посвящена анализу перехода на Государственные образовательные стандарты третьего поколения. В конце каждой главы имеются выводы.
- Традиционная система образования в Российской Федерации
- Болонский процесс, как этап и средство формирования стандартов высшего и среднего образования
- Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения
- Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
- Положения перехода к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
- Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения
- Заключение