Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности.
Но и для этих процессов нет пока четких определений. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другое - что оно уже, ибо формирование - это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: становления и развития личности. [1]
Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.
В процессе Воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.[2] Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание.
Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива - это еще отнюдь не процесс воспитания в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное.
- Особенности воспитательного процесса и его содержание
- Системный подход к воспитанию и его идея
- Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания
- Заключение