Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности.

Но и для этих процессов нет пока четких опреде­лений. Одни исследователи считают, что понятие «форми­рование» более широкое, чем понятие «воспитание», дру­гое - что оно уже, ибо формирование - это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализация личности», «формирование личности» и «воспитание» мо­жет быть представлено следующим образом: социализация есть процесс усвоения социального опыта, освоения и при­своения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида и имеющий определенные стадии: станов­ления и развития личности. [1]

Процесс воспитания - это про­цесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспи­тание личности.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом резуль­татов предыдущей. При таком понимании процесс воспи­тания - это саморазвивающаяся система, единица кото­рой - развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимо­действие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем сово­купность компонентов. Так преодолевается односторон­ность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспита­тельного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

В процессе Воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.[2] Их единство становится очевидным только при достаточно вы­сокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пре­делы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществля­ется воспитание.

Представления о воспитательной деятель­ности преподавателя учебного предмета, классного руково­дителя, коллектива - это еще отнюдь не процесс воспита­ния в целом. Необходимо педагогическое абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное.