Заключение
Формы организации обучения мы рассматриваем как внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме . Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.
По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17-ом веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. К ним относятся: консультации, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Среди различных видов вспомогательных форм организации обучения особенно выделяются туристические клубы – развивающие в учениках как физические так и эстетические качества. Туристические клубы предоставляют воспитанникам возможность выезда на природу, и приобретения им навыков и правил нахождения в различных природных условиях.
Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации.