Воспитание, его методы и задачи

Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира.

Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания.

Правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания. Криминология, изучая преступность, в том числе как издержки воспитания, разрабатывает меры ее предупреждения.

Биология, физиология, генетика исследуют естественные основы развития, отражающиеся на процессе и результатах воспитания.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие предпосылки эффективности способов и средств воспитания.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы, методы.»(2. С 166)

Почему же воспитанию придается такое значение? Следует отметить, что отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей. Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в сложных условиях дикой природы при поддержке диких зверей. Помимо нескольких детей - волков, известен мальчик - антилопа. Такие дети, даже будучи перенесенными в человеческое общество, практически не поддаются полноценной адаптации.

Теперь мне бы хотелось более подробно рассмотреть понятие метод воспитания. Педагогический энциклопедический словарь дает нам такое определение: «Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий…»(3.С 141). Методы воспитания в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о методах воспитания. Так в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, приказания, требования, наказания, демократическому же стилю более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др.

Выше уже была отмечена роль воспитания как первостепенного фактора, значительно влияющего на развитие человека. Но хотелось бы отметить прямую зависимость счастья от воспитания, а точнее от одного из методов последнего. Да, именно самое настоящее человеческое счастье тесно связано с трудом. Об этом нам повествует основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский, и я, разделяя его точку зрения, хотела бы обратить особое внимание читателя на данный фактор.

Я не спроста назвала труд «методом воспитания», в дальнейшем я постараюсь обосновать это определение. Народ очень мудр, и не зря в его сокровищнице есть такие выражения как «Не бравшись за топор, избы не срубишь» или всем известная «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Но это и так всем понятно, только немногие знают, что труд действует на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но «свойственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет»(1. С 522). К. Ушинский в своей книге «Человек как предмет воспитания» приводит множество примеров влияния труда и лени на человека. Все они несут один смысл: труд – это счастье. Например, отец, который трудится, наживает состояние, чтобы его дети жили беззаботно всегда оказывается счастливее, чем дети, которые живут «на готовом». Влюбленные, работающие всю жизнь вместе, поддерживающие друг друга во всех делах, станут счастливой семьей, окажутся намного более любящими, чем те, которые проводят жизнь в праздности, от чего потом ищут счастья на стороне.

Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни наследовать, ни отнять, она остается у того, кто трудится. Недостаток этой незримой ценности, производимой трудом, вырождает сословия, лишает нравственности и счастья тысячи людей… (1. С 522). Почему труд связан с нравственностью? Потому что «Праздность — мать пороков». Почему лишает счастья, потому что «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Но важно правильно понимать труд, его суть. «Труд есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее, для достижения той или иной истинно человеческой цели в жизни.»(1. С 524) труд всегда серьезен и тяжел, но он должен быть свободным. Работа раба под страхом наказания, работа из-под палки не есть труд, несущий вышеупомянутые ценности. Также как и жульничество, обманы, хитрости, плутовсто - «Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит». Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, внутренняя же его сила служит источником человеческого достоинства, а вместе с ним нравственности и счастья. «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте (поддержание уровня своего достоинства), но идет назад.» (1. С 523)

Перейти на страницу: 1 2 3