Урочные и внеурочные занятия
В урочной и внеурочной деятельности педагог осуществляет передачу информации, а школьники лишь принимают ее. Такая односторонность передачи информации блокирует активность школьников, снижает познавательный и эмоциональный фон совместной деятельности, тормозит интерес детей к внеурочной самостоятельной поисковой работе.
Вещественные связи — это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагогов и детей. Вещественные связи реализуются через изготовление (составление) и ремонт (реконструкцию, реставрацию) какого-либо оборудования, приборов, моделей, наглядных средств и т.п. На мой взгляд, конструкторское, исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, позитивно влияет не только на успеваемость, но на эмоциональную сферу личности школьника.
Формирование самостоятельности и творческой активности, познавательных и учебных интересов, потребности и самообразовании и самовоспитании должно быть в центре внимания каждого педагога. Предпочтение отдается информационным и вещественным связям. Но именно внеурочная работа и ее интеграция с урочной создают реальные условия для успешной реализации педагогами связей развития личности. Информационные и вещественные связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий вместе со связями развития личности способствуют комплексному обеспечению успеха в развитии личности школьника.
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе может осуществляться на внутрипредметном и межпредметном уровнях. Под внутрипредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие данных видов занятий (различных их форм) по одному и тому же учебному предмету. Под межпредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие различных форм данных видов занятий по двум и более учебным предметам.
Таким образом, взаимосвязь урочной и неурочной работы создает пространство для развития индивидуальных задатков детей с помощью методов и форм, выбранных педагогом с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся, что повышает эффективность педагогического процесса, позволяет учителю не просто обучать детей, но и готовить их к жизни.